В Днепре уже полгода продолжается операция «Перевозчик». Ее проводит отдел безопасности дорожного движения патрульной полиции Днепропетровской области. Но только сегодня, 24 апреля, старшие инспекторы Управления патрульной полиции Днепра решились показать свою работу представителям днепровских СМИ и общественности.
Оказывается, такие рейды уже успели стать регулярными и проходят ежедневно в разных районах города. План рейдов составляют в Управлении патрульной полиции Днепропетровской области, согласно которому команда из пары старших инспекторов и выходит на проверки. Длятся они, как правило, по 3-4 часа. За день в среднем бывает выявлено около 7 нарушений. Рейд «Перевозчик» патрульные осуществляют не только в Днепре, но и по области. Самый проблемный в Днепре, по словам патрульных, на сегодняшний день маршрут №124-а, который отправляется с жилмассива Ломовский (бывший Фрунзенский) и едет на ул. Казакова.
Рейд по проверке технической исправности автомашин стартовал сегодня в 10:20 утра в тупике маршрутов №№111, 121 и 156 на жилом массиве Парус-2, следованием «второй Парус- площадь Старомостовая», «Парус-Дафи» и «Парус-Центр» соответственно. Первой команда патрульных проинспектировала машину маршрута №156, в которой были выявлены незначительные, но подпадающие под административные нарушения, технические несоответствия нормам.
Первое, что бросилось в глаза патрульным и журналистам, разбитое лобовое стекло машины. Водитель в свое оправдание сообщил, что крупная трещина возникла из-за удара обломком кирпича по стеклу во время движения маршрутки по городским дорогам. Кроме того, при проверке выяснилось, что в салоне автомобиля находится огнетушитель с отсутствующим указанием даты его закупки. Также маршрутка оказалась до сих пор «обута» в зимнюю резину.
Таким образом, согласно части 2 статьи 121 Кодекса Украины об административных нарушениях, регламентирующей нормы управления водителем транспортного средства для перевозки пассажиров, имеющего неисправности, патрульные выписали штраф в указанном ПДД размере, а именно 680 гривен.
Как мы выяснили, штраф в подобных случаях ложится именно на плечи водителя. Поскольку, по словам Александра Кипиша, старшего инспектора Управления патрульной полиции, именно водитель несет крайнюю ответственность за жизнь и безопасность перевозимых им пассажиров. На наш вопрос о том, как быть водителям, которые перевозят пассажиров на машинах, принадлежащих АТП и не являющимся собственниками данных авто, был получен следующий ответ: зная, что машина неисправна водитель попросту не должен садиться за руль. Сел за руль неисправного авто и вышел на маршрут – заплатишь штраф.
«Первый раз водитель получает штраф, который обязан погасить. В случае непогашения штрафа и выхода на маршрут, водитель лишается водительских прав сроком на три месяца», – говорит Александр Кипиш.
Мы попробовали смоделировать ситуацию массовой неявки водителей на маршруты из-за технических несоответствий маршруток предполагаемым ПДД нормам вместе с патрульными: вырисовалась следующие перспективы. В случае массового невыхода водителей на тот или иной маршрут, вопрос делегируется контролирующему предприятию «Укртрансбезопасность», которое, в свою очередь, составляет протокол на само предприятие, АТП, владеющее неисправными машинами. После этого такому АТП угрожает лишение права на участие в тендере на право осуществления перевозки как таковой. Как видим, сознательность водителей, согласно данной логике, может существенно повлиять на качество услуг днепровских перевозчиков и самого транспорта на городских дорогах.
«Административные штрафы за нарушения также предусмотрены и для недобросовестных механиков АТП, которые ежеутреннее выпускают на маршрут машины с нарушениями», – говорит старший инспектор УПП Александр Кипиш.
Патрульные утверждают, что встречаются случаи, когда механики не досматривают авто вообще, ставя штамп в журнал отчетности «за глаза». Последствия, как говорится, на лицо. Согласно статистике патрульных, за текущий год только в Днепре (операция «Перевозчик» осуществляется по всей Днепропетровской области) случилось более 600 административных правонарушений, спровоцированных водителями маршрутных такси. Два из них – вождение в нетрезвом виде, 126 – техническая неисправность транспортного средства, 17 – случаи ДТП, в которых пострадали люди.
Водители же маршрута № 121 рассказали, что утверждение о том, что механики пропускают непроверенные машины – никоим образом не соответствует действительности.
«Нас проверяют каждое утро, все фиксируется в журналах: состояние авто, время выхода на маршрут, время закрытия маршрута. Врач обязательно измеряет пульс и давление водителя, не говоря уже о проверке того факта, трезвым ли тот выходит на маршрут. Послушайте, опытный водитель никогда не сядет за руль неисправной машины, ведь это не только безопасность жизни пассажиров, но и его самого», – говорит водитель с более чем 20-летним стажем Андрей.
Старший инспектор УПП Игорь Яворский подчеркнул, что падение пассажира в салоне в результате грубых нарушений ПДД водителем маршрутного такси также квалифицируется как ДТП. В таких случаях патрульные рекомендуют пассажирам обращаться на линию 102 с целью составления прибывшими на место сотрудниками Нацполиции протокола и привлечению водителя-нарушителя к уголовной ответственности. Это, по словам тех же патрульных, окажет содействие в их работе по повышению качества услуг перевозчиков в целом.
Уточняется, что временному снятию машины с маршрута могут послужить не только ее технические неисправности. Если во время проверки патрульные фиксируют переполненный пассажирами салон, от водителя потребуют освободить салон и посадить то количество пассажиров, которое допустимо ПДД.
«До тех пор, пока в авто не окажется безопасно допустимое количество днепрян, машина на маршрут не выйдет. Потому сами пассажиры подчас достаточно агрессивно реагируют на проведение рейдов. Мы обращаемся ко всем днепрянам с просьбой с пониманием и участием отнестись к стремлению патрульных улучшить качество и обезопасить предоставление транспортных услуг в Днепре!» – говорит старший инспектор Управления патрульной полиции Днепропетровской области Игорь Яворский.