На днях в Интернете появилась статья под интригующим названием «Как в Днепре удалось понизить цену отопления почти в два раза», где говорится о брифинге, на котором мэр Днепра Борис Филатов и директор КП «Теплоэнерго» Андрей Клименко рассказали, как они добились снижения цены на отопление почти вдвое. В НКРЭ предлагают разобраться в тенденциозных заявлениях. Публикуем заявление госрегулятора без изменений:
1. В городе Днепр субъектами хозяйствования в сфере теплоснабжения, деятельность которых регулирует НКРЭКП, являются:
• ГКП «Днепропетровские городские тепловые сети»;
• КП «Теплоэнерго» ДГС;
• ОП Приднепровская ТЭС ПАО «ДТЭК Днепроэнерго»;
• КП «Комэнергосервис»;
• КП «Транспортировка покупной тепловой энергии« Теплотранс» ДГС.
2. Тарифы на тепловую энергию, по категориям потребителей, указанным лицензиатам установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства. Следует отметить, что львиная доля расходов в структуре тарифов напрямую зависит от областных государственных администраций и органов местного самоуправления. В пределах своих полномочий, определенных законами Украины «О местных государственных администрациях», «О местном самоуправлении в Украине», «О жилищно-коммунальных услуги» и т.п., они утверждают/согласовывают:
• годовые планы производства, транспортировки, поставки тепловой энергии;
• потери тепловой энергии в тепловых сетях при ее транспортировке;
• нормы удельных расходов топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии (кг у.т. / 1 Гкал)
• нормы удельных расходов электроэнергии на производство 1 Гкал и транспортировку 1 Гкал тепловой энергии (кВт / 1 Гкал)
• удельные нормы потребления тепловой энергии на централизованное отопление жилых домов без приборов учета всех форм собственности (Гкал / кв. м отапливаемой площади в год);
• нормы потребления горячей воды на 1 жителя (куб. м в месяц)
• инвестиционные программы с финансовыми планами использования средств для выполнения инвестиционных программ и их учетом в структуре тарифов, мерами и объемом финансирования каждого мероприятия, в том числе перечень домов, где планируется установка домовых приборов учета;
• графики планово-предупредительных работ;
• штатные расписания.
Также органы местного самоуправления утверждают/согласовывают:
• температурный график работы тепловой сети;
• планируемые объемы тепловой энергии на централизованное отопление для нужд населения;
• планируемые объемы тепловой энергии и воды на услуги по централизованному снабжению горячей водой для нужд населения;
• плановое количество дней и часов подачи услуги по централизованному снабжению горячей воды в течение отопительного и межотопительный период (суток, часов);
• реестр жилых домов, предоставление услуг жителям которых осуществляет исполнитель услуг.
Следует отметить, что анонсированное чиновниками Днепра уменьшение платежа за централизованное отопление потребителям без приборов учета, предусмотрено постановлением Кабинета Министров Украины от 30.11.2016 № 865 «Об особенностях начисления платы за оказанную услугу по централизованному отоплению населению в случае отсутствия в квартире (доме усадебного типа) и на вводах в многоквартирный дом средств учета тепловой энергии в отопительный сезон 2016/17 года».
3. Анализ форм отчетности, в том числе формы 2-НКП «Отчет о транспортировке тепловой энергии магистральными и местными (распределительными) тепловыми сетями за октябрь 2016 года» показал, что в октябре 2016 года на КП «Днепропетровские тепловые сети» и КП «Теплоэнерго» фактические потери тепловой энергии при ее транспортировке достигли непонятных и недопустимых значений – 55,3% и 52,8% соответственно, при этом в октябре 2015 эти показатели были 11,4% и 20,1% при учтенных в тарифах на тепловую энергию 11 8% и 10,6% соответственно.
Такие показатели сложно связать со словами городского головы: «… существенного снижения тарифа на отопление в городе удалось достичь за счет выполнения следующих работ. Во-первых, 95% абонентов теплоснабжения уже потребляют тепло по счетчикам учета. К началу этого отопительного сезона было капитально отремонтировано 12150 метров тепловых сетей; 34970 метров изоляции; 25 котельных; 2412 электронасоса и 120 частотных преобразователей».
Так, показатели фактических потерь тепловой энергии скорее свидетельствуют о том, что часть объема полезного отпуска было отнесено к фактическим потерям тепловой энергии при ее транспортировке с целью завышения фактической себестоимости тепловой энергии. А это может стать предпосылкой для получения компенсации так называемой «разницы в тарифах» из государственного бюджета.