Эта публикация в Facebook уже вызвала большой скандал, который находится в начальной стадии. В Днепре с банковской карты мошенники сняли 62 тысячи гривен кредитных средств. Женщина уже написала заявление в полицию и киберполицию. Об этом написал в соцсети Facebook муж пострадавшей Дмитрий Геллер.
История случилась буквально через короткое время после того, как о подобном рассказал в Facebook сооснователь Monobank Олег Гороховский – мы публиковали его предупреждение о том, как мошенники могут обмануть даже самых продвинутых клиентов .
А вот что рассказал о случившемся с его семейными средствами Дмитрий Геллер.
Итак. Поступает входящий звонок моей жене с номера +38 044 331 50 21. Оттуда голос, который обращается по имени отчеству «Добрый день, Елена Аркадьевна, вас беспокоит Monobank. Удобно вам говорить?». Жена отвечает, что сейчас за рулем, перезвоните через 10 мин. Ей перезванивают с того же номера и сообщают, что они видят подозрительную транзакцию на 10 000 грн., и они блокируют карту, так как считают, что это мошенники пытаются снять деньги в банкомате без карты.
Далее они присылают в вайбер фото мошенников, которых сфотографировали возле банкомата. И такой текст: “Добрый день, вас приветствует онлайн поддержка Monobank. Уважаемый клиент, ваша карта временно заблокирована. Ваш номер пин такой-то. Никому его не передавайте. С вами свяжется специалист, т.к. есть новые фото мошенников.
И одновременно: начинают приходить смс от монобанка, что в вашу учетную запись выполнен вход с нового устройства (!).
На электронку жены пришли письма: в вашу учетную запись выполнен вход. И кнопка разрешить или заблокировать. Конечно, жена нажимает заблокировать!
В приложение она не может уже никак зайти. Её не пускает система.
После нескольких попыток она заходит в приложение и на кредитном счету вместо 62 000 грн видит остаток 42 грн.! Сделаны кем-то две транзакции: перевод на две разные карты на общую сумму 62 000 грн.
Перезвонили в Monobank, они сказали жене, что, мол, ну пишите заявление в киберполицию. Мы им предоставим данные. Также они задали жене вопрос: ну вы же, наверное, передавали данные? Вспомните?
Жена отвечает: какие данные, вы что? Пин-код, пароль от электронки, номер карты? Я в своем уме и трезвой памяти. Никому ничего я не передавала!
Ну, ничем помочь не можем – вот такой ответ”, – пишет Геллер, возмутившись тем, что и Дмитрий Дубилет (также сооснователь банка) тоже ему, фактически, отказал в помощи.
Далее мужчина возмущается позицией банка, который, по его мнению, не обезопасил карту и ничего не сделал, чтобы проверить, осуществлялась ли такая крупная транзакция.
Почему не заблокировали нестандартную транзакцию на большую сумму на карту другого банка? Почему транзакции не прошли финмониторинг банка, который должен быть по закону? Почему не перезвонили клиенту с уточнением, а действительно ли вы подтверждаете такую операцию? Вопросы к банку остаются без ответов.
Неизвестно, смогут ли общими усилиями службы банка и полиции разыскать мошенников (такие случаи, возможно, не с такими суммами, уже случались в Днепре), но публикация вызвала оживленное обсуждение, которое разделило комментирующих ровно пополам. Одни считают, что виновен банк, другие, что клиентка попалась на банальный “развод”, несмотря на всю финансовую подготовленность, и дала “добро” именно мошенникам, нажав кнопку “блокировать”.
Семья Геллер не обнародовала свою проблему (инцидент произошел еще 31 октября), ожидая каких-то сдвигов в расследовании, но ничего не дождалась и решила предать дело огласке.
Как бы ни развивались события дальше, репутации Monobank нанесен определенный ущерб, потому что клиенты считают, что банк не защитил их интересы, хотя на самом деле такая ситуация может случиться с картой абсолютно любого банка.
Банки постоянно предупреждают клиентов о возможном мошенничестве – о несанкционнированном снятии средств, о фишинговых, ненастоящих, сайтах, которые выдают себя за настоящие сайты банков, и просят раз и навсегда уяснить: ни один банк не будет ни уговаривать сменить код, ни предлагать тут же, в процессе просмотра сообщения, нажать любые клавиши “для блокировки” или “отмены транзакции”. Надежнее всего – напрямую связаться с банком, перезвонив отдельно, поскольку вы не можете знать, как будет использован ваш отказ или согласие “блокировать карту” – а ведь, скорее всего, именно в интересах мошенников.