Недавно мы рассказывали о том, что днепровский миллионер Андрей Здесенко, составил свой собственный рейтинг заведений, в которых можно хорошо не только поесть, но и приятно провести время. Он поделился с журналистами “Liga.Net” тремя самыми большими бизнес-факапами.
Сам термин “факап” адекватно перевести с английского практически невозможно, поэтому он занял прочное место в современном лексиконе в своем первозданном виде. Конечно, его можно перевести как “неудача”, но это будет в корне неверно, поскольку значение слова намного более обширное. Наиболее близко подходит по значению термин “облом” в глобальном смысле.
Краткое досье
Андрей Здесенко – владелец и СЕО корпорации «Биосфера», основатель Charisma Fashion Group, совладелец сети ресторанов Vapiano в Украине.
За 22 года “Биосфере” удалось вывести свою продукцию на более чем 20 рынков, включая Европу, Азию, Южную Америку и Африку.
Помимо “Биосферы”, Андрей с 2008 года развивает собственную сеть бутиков премиум‐класса Charisma Fashion Group, в которой представлены более 60 известных европейских брендов одежды для всей семьи.
Также бизнесмен владеет франшизой Vapiano в Украине, которая представлена двумя ресторанами Vapiano в Киеве и Львове.
Соцсети жаждут крови
Факт: в 2016 году, во львовском ресторане Vapiano разгорелся нешуточный скандал: охранник выгнал из зала инвалида с детским церебральным параличом.
Реакция социальных сетей оказалась незамедлительной: пользователи Facebook начали призывать к бойкоту, требовать увольнения охранника и т.д. Нанятое нами по совету партнеров из Германии маркетинговое агентство заявило, что момент упущен и ситуацию уже простыми извинениями не исправить.
Тем не менее, мы решили не приносить охранника в жертву толпе, поскольку он допустил фатальную ошибку, но не совершил ничего настолько ужасного, как об этом сообщили в соцсетях. Просмотрев записи с видеокамер, мы убедились в том, что охранник действительно предложил покинуть заведение Роману Кисляку, подумав, что тот пьян.
Для того, чтобы решить сложившуюся проблему, мы провели для всех сотрудников обучение на тему “Как правильно работать и общаться с людьми с инвалидностью”, а также пригласили самого Романа Кисляка на примирительный кофе.
Локальная ошибка одного сотрудника в данном случае вскрыла огромную проблему, свойственную всему обществу, и нам пришлось решать ее публично и на ходу. Ты никогда не бываешь к этому готов, но на тактическом уровне важно предвидеть все потенциальные риски и прописать алгоритм действий, если разразился шторм. Мы этому научились на своей ошибке, но остальным рекомендую научиться на нашем примере: о людях с инвалидностью нельзя забывать, а программа антикризисного реагирования должна быть доведена до каждого сотрудника компании. И да, держите в курсе подобных факапов всех руководителей!
Иллюзия безупречности
Факт: во время финансового кризиса 2007-2008 годов компания просчиталась со спросом на определенные группы товара и столкнулась с глобальной проблемой.
Как-то от нашей директора по ВЭД я узнал о серьезных сложностях с выполнением платежей корпорации по международным обязательствам. Я был, мягко говоря, удивлен, потому что мы имеем практику платить вовремя, да и компания вроде была на тот момент в хорошей форме. По крайней мере, мне так казалось.
Ошибка в анализе спроса на рынке привела к тому, что склады были буквально перегружены одними товарами, а те, в которых потребители действительно нуждались, просто отсутствовали. Реагировать нужно было, в прямом смысле, молниеносно. Корпорация четко определила, за счет чего именно происходит рост прибыли и максимально вложилась в производство этого типа товаров. Остальные же категории либо продавались в прежнем режиме либо выбрасывались на рынок, как ненужный балласт.
Как ни странно, но именно сложившаяся тогда проблема помогла компании не просто выдержать кризис, но еще и выйти из него в очень хорошей форме.
Когда на кону стоит репутация
Факт: партия влажных салфеток, поставляемая в Бразилию, была безнадежно испорчена во время транспортировки.
Мало кому известно, что производство влажных салфеток – достаточно сложный и трудоемкий процесс, при котором должны учитываться множество факторов, чтобы на выходе продукт соответствовал всем принятым санитарным нормам. В частности, салфетки пропитываются специальным консервирующим составом, погружающим бактерии в анабиоз.
Сказать, что мы были обескуражены реакцией бразильцев на наш товар, после того, как он был доставлен – ничего не сказать. Мы создали идеальный продукт, мы вложили в него кучу труда и технологий, мы продумали все… кроме граничных температур, которые оказались критичны для продукта.
И действительно, под воздействием палящих лучей солнца контейнеры с салфетками нагревались до 60 градусов по Цельсию. Соответственно, консервант разложился и вместо антибактериальных салфеток бразильцы получили рассадник этих самых бактерий.
Именно такие “мелочи” способны погубить любой бизнес. Мы понесли финансовые потери, наша репутация оказалась на грани фола. Чтобы спасти последнюю, нам пришлось прибегнуть к техническим решениям:
Контейнеры с нашей следующей партией салфеток мы оборудовали датчиками, которые засвидетельствовали, что температура внутри контейнера значительно превышает допустимую для нашего продукта. Так мы сохранили лицо перед партнером, а параллельно нашли способ перевозить салфетки в рамках допустимых температурных режимов: теперь в стоимость трансконтинентальных проектов приходится добавлять рефрижераторные установки.