Главная цель существования любого предприятия – получения дохода. Однако, если речь идет о коммунальном предприятии, прибыль отходит на второй план, ведь оно создается для нужд территориальной общины. Тем не менее, у большинства КП, в том числе, и в Днепре, есть возможности для того, чтобы зарабатывать деньги.
Дополнительный доход можно использовать как для поощрения самих работников, так и совершенствуя работу самого коммунального предприятия без увеличения нагрузки на карманы налогоплательщиков. Однако, как показала проверка Восточным офисом Госаудитслужбы КП «Зооконтроль», далеко не все бюджетники Днепра стремятся сэкономить городские деньги.
Изначально, «Зооконтроль» создавался для того, чтобы вылавливать бездомных животных, оповещать о найденных питомцах их хозяев, проводить учет и вакцинацию, оказывать ветеринарные услуги. Сразу стоит отметить, что свои функции, согласно отчету аудиторов, предприятие выполняет на 99,75%. Да и в коррупционные скандалы оно не попадало. Впрочем, в этой бочке меда аудиторы таки нашли не одну ложку дегтя.
Главная проблема предприятия – его полная нерентабельность, или, проще говоря, убыточность. 80% доходов предприятия составляет выполнение заказов департамента благоустройства и инфраструктуры горсовета по утилизации и захоронению умерших животных. А это – бюджетные деньги. Следовательно, предприятие просто выполняет свои прямые обязанности, не зарабатывая никаких дополнительных денег.
Причем такая возможность у «Зооконтроля» есть – на балансе числится оборудование, с помощью которого можно обустроить ветеринарный кабинет. Это бы принесло бюджету 1,2 миллиона гривен в год. Но для этого нужно отремонтировать помещение. Для этого даже заложили 1,2 миллиона гривен… Но их потратили на оборудование, которое лежит на складах предприятия «мертвым грузом». Причем, тем же «мертвым грузом» в штате предприятия числятся четыре штатные единицы, которые предусматривались для этого кабинета. Нет кабинета, соответственно нет и сотрудников. А вот деньги на их зарплату выделяются – 327 тысяч гривен, которые распределяются на премии.
Похожая история и с крематорием для животных – аппаратом, который «Зооконтроль» приобрел еще летом 2018 года. Вместо того, чтобы приносить доход, он лежит на заднем дворе в разобранном состоянии.
Не обошлось в работе предприятия и без мелких грехов – аудиторы обнаружили, что на служебных автомобилях кто-то ездит в нерабочее время. Из-за этого бюджет потерял почти 6,8 тысяч гривен. Администрация такую недостачу оправдывает тем, что в выходные дни работники могут ездить и помогать полицейским в случае нападения животного на человека.
В сравнении с громкими хищениями и коррупционными скандалами, эти нарушения кажутся незначительными. Но каждая гривна, проходящая мимо бюджета, увеличивает нагрузку на бюджет и, как результат, налогоплательщикам приходится покрывать убытки от неграмотного управления коммунальным предприятиям, вместо того, чтобы потратить эти деньги на развитие города.