Портрет из коллекции Днепровского художественного музея отправится на выставку-реконструкцию в Париж. Об этом сообщает директор Днепропетровского художественного музея Татьяна Шапаренко на странице “Дніпропетровський Художній Музей” в Facebook. Экспонат Днепропетровского художественного музея – работа Валентина Серова «Портрет Маргариты Морозовой» примет участие в выставке-реконструкции коллекции Морозовых с 28 февраля по 25 июля 2021 года. Этот проект организован Фондом Луи Виттон (Fondation Louis Vuitton) и состоится в Париже.
Морозовы – известная династия текстильных фабрикантов Российской империи, чей капитал рос в течение XIX – начала ХХ в. Вместе с тем, представители этой семьи возлагали много усилий для коллекционирования произведений изобразительного искусства, и в частности поддержки художников. Братья Михаил (1870 – 1903) и Иван (1871 – 1921) Морозовы имели значительную коллекцию европейской живописи конца XIX – начала ХХ в., Которая состояла из трех сотен живописных работ и скульптур и считалась одним из самых огромных частных собраний в мире того времени. После 1917 г. собрание Морозовых было национализировано и передано в Музей нового западного искусства, а впоследствии распределено между ведущими советскими художественными музеями: Эрмитажем, Третьяковской галереей и Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Живописная работа Валентина Серова «Портрет Маргариты Кирилловны Морозовой» попала в Днепропетровский художественный музей из фонда Третьяковской галереи в 1928 году.
Портрет остался незаконченным и был третьим вариантом, выполненным художником в 1910 году. Задумывался он таким образом, что героиня должна была быть изображена в движении: будто ее походка летит, а по плечам разлетается переброшена шаль. Несмотря на незавершенность, с уверенностью можно констатировать, что портрет Маргариты Морозовой является полноценным произведением искусства! При жизни Серов считался непревзойденным портретистом. Когда он писал портреты, то имел целью передать эмоции и чувства персонажей. Его учитель в Академии искусств Павел Чистяков утверждал: «И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность и чувство целостности своей задачи, и композиция – все было у Серова, и было в превосходной степени». Но Валентину Серову так и не удалось завершить эту работу… Состояние его здоровья в то время ухудшилось, и в ноябре 1911 года художника не стало. Тем не менее, художнику с блеском удалось передать очарование, доброжелательность, исключительную женственность, ум и образованность героини незавершенного портрета. Такой, по воспоминаниям современников действительно была Маргарита Морозова (1873 – 1958), в девичестве – Мамонтова, – сообщает Татьяна Шапаренко.
По замыслу кураторов проекта, замечательный портрет Маргариты Морозовой станет важным экспонатом выставки, дополнит круг семейных портретов и подчеркнет роль этой уникальной женщины в истории коллекционирования культовых произведений импрессионизма, постимпрессионизма, и модернизма.