29 мая впервые в истории отечественного образования последний звонок в школах прозвучал виртуально. Карантин так и не позволил ученикам вернуться за парты – после двух месяцев дистанционного обучения школьники отправились на каникулы, а выпускники будут готовиться к ВНО.
Украинцы подписывают петицию президенту Зеленскому о запрете дистанционного образования
Кризис при всех проблемах показал путь новых возможностей. И от того, как мы этим воспользуемся, зависит дальнейшее развитие всей страны.
В Минобразования уже заявили, что дистанционное обучение останется с нами и в будущем. И.о. министра Любомира Мандзий сказала, что планируется сочетание обучения в классах и онлайн. Новшества ожидаются уже в новом учебном году с сентября.
Нововведения традиционно воспринимаются очень болезненно. На сайте петиций к Президенту Украины появилось требование запретить дистанционное образование. Инициатива направлена против принятия соответствующего закона и объясняется трудностями, с которыми сталкиваются родители, дети и учителя. Петиция за первые три дня набрала почти 7,5 тысяч голосов. Если за 90 дней их наберется 25 тысяч, на обращение отреагирует Владимир Зеленский.
Как проходит дистанционное образование в украинских школах
В украинских школах по-разному отреагировали на необходимость перейти на дистанционное обучение. Некоторые уже в середине марта оперативно освоили видеоконференции Zoom и приложение Google Classroom, с помощью которых проводили уроки, проверочные работы, задавали и проверяли домашние задания.
Одним из первых к условиям карантинного обучения адаптировался Днепр – на местных телеканалах, в том числе «Дніпро-ТВ», транслировали уроки в изложении лучших учителей города.
Вскоре телевизионную систему попытались систематизировать из Киева в проекте Всеукраинской онлайн-школы. Но наряду с миллионами просмотров, он получил и град критических стрел из-за множества учительских ляпов.
Крупные города оказались в гораздо более выигрышном положении перед селами и другими мелкими населенными пунктами из-за лучшего интернет-покрытия. Кое-где нет элементарной возможности для связи с учителем, и дети были вынуждены прорабатывать материал самостоятельно.
Уровень подготовки учителей и учеников к новому виду образования в Украине и во всем мире
Новые методы обучения оперативно пришлось осваивать и учителям, и ученикам. Не у всех это прошло безболезненно. Правительство распространило данные, что качественным обучением обеспечены менее 30% школьников, а перестроиться на преподавание онлайн сразу смогли около 20% учителей. Лучше это удалось частным школам и тем, что работают по международной франшизе – уровень оснащенности заведений и обеспеченности учеников там выше.
Если говорить о предметах, то быстрее других разобрались со спецификой дистанционного обучения учителя английского. Им помогли иностранные методички и другие международные источники материалов, с которыми они активно работали и при традиционном обучении.
Не стоит думать, что Украина выглядит белой вороной на фоне благополучных в этом плане стран. Проблемы испытывают все, в том числе Великобритания и США, чьи образовательные системы и учебные заведения считаются эталонами для всего мира. По сведениям ЮНЕСКО, карантин отразился более чем на 90% учащихся планеты. А учителям пришлось работать гораздо больше, чем при традиционной форме обучения – до 18 часов в сутки, чтобы готовить презентации, изучать новые методы работы.
Наиболее готовыми к переходу на удаленное обучение оказались Китай, Индия и Корея. Китай уже имел подобный опыт во время эпидемии атипичной пневмонии, а в Индии отдаленное расположение многих поселков не оставляет выбора – дистанционное обучение там проводится и без карантина.
Причины сложности дистанционного образования
Если обобщать причины сложностей перехода на дистанционное образование, можно выделить три:
1.Дефицит оборудования
Несмотря на номинально высокие цифры покрытия территории Украины интернетом, этого мало. Учителя и ученики испытывали нехватку качественного оборудования или скорости интернета для проведения видеоуроков. Проблема нехватки устройств была острой в семьях, где нескольким людям нужно было работать одновременно (кроме обучения детей, на карантине дома работали и многие взрослые).
2. Учителей никогда не готовили к преподаванию онлайн
Чтобы качественно вести удаленный урок, необходима не только техническая грамотность. Принципы онлайн-обучения отличаются от традиционных уроков, и учителя были вынуждены осваивать их оперативно методом проб и ошибок. Курсов для подготовки не проводится.
3.Психология школьников
Атмосфера урока в классе настраивает на серьезный лад, а вот, сидя дома в одиночестве перед компьютером, непоседливому ребенку сконцентрироваться сложнее. Карантин – не каникулы, но чтобы объяснить эту истину, многим родителям приходилось конфликтовать с детьми. Гораздо сложнее удержать внимание школьников без непосредственного контакта и учителю.
Как карантин повлиял на развитие дистанционного обучения: плюсы и минусы
При всех проблемах, карантин подтолкнул украинскую образовательную систему к развитию в современном направлении. Онлайн-обучение – прогрессивный метод, если его использовать с умом и умело комбинировать с традиционной школой.
К безусловным преимуществам дистанционного обучения можно отнести:
- – возможность задавать индивидуальные домашние задания, учитывая особенности каждого ребенка
- – развитие самодисциплины и ответственности у школьников
- – возможность для учителей пользоваться большим количеством новых методических разработок.
Вместе с тем, очевидно, что дистанционное обучение не способно полностью заменить живой формат. Непосредственный контакт с учителем, общение со сверстниками – только так может быть обеспечено полноценное социальное развитие человека. Исключительно онлайн-обучением этого не достичь.