Какие маршрутки ходили в Днепре век назад: фото
Наш город издавна является важным и крупным транспортым узлом, поэтому и видов транспорта у нас было много. Один из них – гужевой транспорт, о нем рассказали на странице “Музей історії Дніпра” в Facebook.
В XIX – начале ХХ века большая часть пассажирских перевозок в городе осуществлялась гужевым транспортом – двуконными или одноконными экипажами. В городе было большое количество владельцев конных экипажей, подвод, бричек, фур, которые специализировались на пассажирских и грузовых перевозках по городу.
Среди конных перевозчиков существовала своя градация, основным критерием которой был тип транспортного средства и количество лошадей, что запрягались в него. Так, например, конные перевозчики делись на легкие пассажирские, пассажирские, ломовые и ломовые с битюгами. В свою очередь, легковые извозчики были пароконные, одноконные первого, второго и третьего разрядов. Критерием их разделения служила техническая оснащенность экипажей и их тип. Так, к первому разряду относились одноконные извозчики, которые ездили на открытых или закрытых дрожках на резиновых шинах. Ко второму разряду относились те извозчики, дрожки которых были оснащены колесами с железными ободами. К третьему разряду причислялись обычные повозки подводы, воловьи тачки, телеги, водовозы и перевозчики леса на пристани города.
Право на перевозку пассажиров, грузов, осуществление вывоза мусора, навоза предоставлялось представителям обоих полов, которые не находились под судом. Работать кучерами конных экипажей имели право лица с 17 до 60 лет, имевшие хорошее зрение и слух. Кучер, который занимался перевозками пассажиров и грузов, получал на каждый выезд в 3-х экземплярах нумерованные ярлыки и таксовые книги. Ломовым извозчикам (они специализировались на перевозках грузов на фурах) в управе давали по одному из номеров. Один из ярлыков прикручувался к задней части кузова экипажа, второй – к козелам, на которых сидел ездовой. Такой номер был виден издалека, что позволяло быстро установить владельца транспортного средства в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия.
Определенные требования выдвигались законодателем к физиологическим характеристикам лошадей, рост которых в соответствии с законом не должен был быть меньше 2 аршинов и 2 вершков. Кони должны были быть сильными, подкованными на все ноги, хорошо вычищенными и хорошо запряженными.
С целью предупреждения распространения инфекционных болезней среди животных, каждый ездовой кучер был обязан иметь при собственном экипаже ведра для поения лошадей. Поение животных из корыт общего пользования запрещалось санитарными и ветеринарными правилами. Извозчиков, которые допускали такие нарушения, строго наказывали штрафами и запрещали им заниматься перевозками. Перед началом работы кони проходили обязательный осмотр ветеринарного врача по общему состоянию здоровья и выявления опасных инфекционных заболеваний.
Городские власти уделяли внимание поведению извозчиков, которым по правилам было запрещено спорить с пассажирами, использовать при общении с пассажирами ненормативную лексику, или слезать без необходимости с козел, пугать лошадей. Органы городского самоуправления также осуществляли постоянный мониторинг за техническим состоянием экипажей, конской сбруи.
Во время езды извозчики должны были держаться правой стороны улицы по направлению движения. Правила определяли свои ограничения по скорости транспортного движения. Ломовые извозчики, водовозы, перевозчики строительных материалов, ассенизаторы, перевозчики земли, глины, песка с нагруженным или пустыми подводами передвигались по городу исключительно шагом. Пассажирским экипажам было разрешено передвигаться по городу умеренной рысью.
В начале ХХ века в правила грузовых перевозок были вписаны нормы, защищавшие права животных, которые наглядно демонстрировали наличие передовых гуманных взглядов у представителей городской власти. В частности, большая часть правил запрещала чрезмерную эксплуатацию животных. Так, правила установленные городской думой Екатеринослава, запрещали чрезмерно перегружать подводы. Запрещалось бить животных любыми орудиями и издеваться над ними. Лошадь, которая упала в сбруе, запрещалось поднимать ударами кнута или руками. Появление данных правил свидетельствовало о росте в екатеринославском просвещенном обществе идей гуманизма и толерантности к животным.
Гужевой транспорт, как массовое явление дорожного движения, исчез с улиц города в начале 50-х годов ХХ века, уступив место городским трамваям, троллейбусам и автобусам.
- Как ездили в Днепре через Амурский мост 135 лет назад (фото)
- Днепрянам показали, как одевались в период 1960-90 годов: фото
Рекламні блоки дають нам змогу залишатися незалежними ЗМІ, а вам - отримувати найсвіжіші новини під ними. Scroll down!
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: