16 июля стартует третий этап «Бюджета участия». Именно с этого дня днепряне смогут с помощью проектов реализовать свои идеи. В октябре 2018 года определятся победители и уже в течение 2019 года их идеи воплотятся в жизнь.
Бюджет участия – демократический процесс, который предоставляет возможность каждому жителю участвовать в распределении средств местного бюджета через создание проектов для улучшения города/ОТГ и/или голосования за них.
Напомним, что с 20 сентября 2017 года согласно решению сессии городского совета «Бюджетом участия» занимается департамент по вопросам энергоэффективных технологий и инициатив. Корреспондент 49000.com.ua пообщалась с человеком, который болеет всей душой за проект «Бюджет участия», – Ольгой Сеножатской, заместителем директора департамента по вопросам энергоэффективных технологий и инициатив Днепровского городского совета. Следует отметить, что занимается «Бюджетом участия» в Днепре небольшая команда – три человека из отдела инициатив.
– Ольга, расскажите, пожалуйста, как поменялся формат проведения «Бюджета участия» за 2 года?
– На самом деле отличий не так уж много. В 2016 году он к нам пришел как пилотный проект – было много шероховатостей. Например, на этапе, когда департамент готовит карточки проектов о целесообразности реализации их на территории города Днепра. Эти карточки есть и сейчас. Но если раньше после отправки в департамент на них не реагировали, теперь мы это исправили.
Во время первого этапа после победы в голосовании у некоторых проектов возникали трудности в процессе их реализации, которые нельзя было решить из-за законодательной базы. Например, когда территория для строительства объекта по проекту находится в частной собственности или размещается в метре от трансформаторной будки – по закону такое строительство запрещено. По этой причине 5% проектов, которые выиграли на первом этапе, невозможно было реализовать. Это была недоработка профильных департаментов городского совета.
Еще одно отличие коснется сроков. Так, на третьем этапе срок подачи проектов сократили до трех недель. Затем дается три недели на экспертизу, где на каждый проект заложено 10 дней. В случае если есть изменения после экспертизы и требуется вмешательство автора, допускается задержка 5 дней. После этого экспертная комиссия решает, допускать ли проект к голосованию.
Также мы создали две категории для проектов: муниципальные (общественные организации, благоустройство дворов, установка площадок, фестивали, остановочные комплексы. – Прим. автора) и гуманитарные (все, что связанно с коммунальными заведениями и образовательными процессами. – Прим. автора). Люди всегда голосуют за то, что ближе к телу. Теперь можно будет проголосовать за четыре проекта: большой и малый по двум категориям.
Еще мы расширили полномочия экспертной комиссии. Мы ввели инструмент под названием “Жалобы”. У экспертной комиссии будет отдельная почта, на которую авторы проектов могут подавать жалобы. Есть раздел “Этики”, с помощью которого будут решать конфликтные ситуации. Экспертная комиссия может проводить разъяснительные работы, а в случае фальсификаций имеет право снять проект с голосования. Также комиссия сможет допускать к голосованию без резолюции профильных комитетов. Также есть еще список “Недобросовестности”. Если автор в него попадает, автоматически лишается права участия в «Бюджете участия» в следующем году.
– Как на третьем этапе будет проходить работа с профильными департаментами?
– Мы ужесточили эту процедуру: профильные департаменты обязаны предоставить карточки с анализом того, насколько реально выполнить тот или иной проект. Это в свою очередь плюс к работе с районами. Все основные проблемы отправляются на департамент, и в случае, если проект не победит, есть шанс его реализации. Это станет возможно, если в департаменте будет профицит бюджета.
– Как реализовывались прошлогодние проекты? И сколько уже реализовано?
– Проекты делятся на большие и маленькие. На малые выделяется от 50 и до 200 тысяч гривен, а на большие – от 200 тысяч и до 1 миллиона гривен. На первом этапе были проекты от 200 тысяч до 600 тысяч гривен.
62 проекта выиграли, далее мы их отправили на профильные департаменты для реализации. В связи с тем, что этот этап закончился летом, и финансирование пошло в августе, на реализацию оставалось всего пять месяцев. Возникли трудности при закупке через ProZorro из-за того, что сметы составляли авторы, которые не компетентны как сметчики. Таким образом, в процессе стоимость проекта увеличивалась.
Мы же можем работать лишь в рамках заложенного бюджета. Если денег недостаточно, проходят встречи с автором для обсуждения уменьшения расходов. На первом этапе такие встречи не проводили – если денег не хватало, то проект просто откладывали и приступали к другому. Из-за этого принципа реализовано было лишь 32 проекта. Выполнить пытались все, но этому мешали разные факторы. Например, зимой невозможно сделать футбольную площадку.
С октября начался второй этап: на данный момент реализовано 4 проекта из 52. Все они выложены в ProZorro, некоторые по второму кругу. Поставщики не хотят заходить по таким низким ценам. Мы сейчас пытаемся всеми возможными способами дореализовать оставшиеся проекты.
– Что происходит с теми проектами, что не получилось реализовать?
– Проекты, которые не удалось реализовать, мы прописываем под грантовые программы различных фондов – японских или немецких.
– Какие проекты вы прописываете под гранты?
– Это в первую очередь самые интересные на наш взгляд. Например, по робототехнике. У нас есть два, которые уже реализовываются на втором этапе в двух школах – 13 и 74. Но появилась мысль осуществить этот проект и в других школах. Для начала хотя бы в одной на районе. По факту оборудование есть, и методички для учителей несложные.
– Планируете ли вы избавляться от бумажного голосования в этом году?
– В 2016 году этот проект реализовывал не наш департамент. Проект мы взяли в 2017 году в октябре на этапе последней недели голосования. Благодаря написанной активистами программе мы выявили проблемы бумажного голосования. Впоследствии из всех библиотек изъяли бланки с голосования и выявили огромное количество нарушений.
Первое, что обнаружила программа, – это внесение в один день 700 голосов, что для библиотеки весьма странно. Для объективной картины мы вчетвером перепроверили 45 тысяч бумажных бланков вручную. Благодаря пересчету мы отсеяли 50% процентов голосов из-за фальсификации. По причине того, что мы не нашли альтернативы проведения бумажного голосования без фальсификации, мы от него отказались. Те, кому было удобно голосование лишь в библиотеке, теперь смогут воспользоваться любым терминалом ПриватБанка. Таким образом, мы максимально решили вопрос фальсификаций и вовлеченности большего количества людей в голосование.
– Какой самый оригинальный проект вам запомнился?
– Это был проект по установке солнечных батарей на здании городского совета. Здравая мысль, и ее можно успешно воплотить в жизнь, тем более – это профиль нашего департамента. Но этот проект очень емкий и финансово затратный – этим он не вписывается в концепцию «Бюджета участия».
Проект, которым мы гордимся, – это столбики на тротуарах, чтобы машины не заезжали. Его изначально реализовали на 200 тысяч гривен. Затем город сделал еще закупку для установки их на других территориях. Автор проекта дал идею и показал ее реализацию точечно.
Сейчас много хороших проектов направленно на робототехнику и молодежный коворкинг. Есть еще информационный канал “Штурм” – это спортивные секции для детей разного возраста. У них много филиалов, также они сделали телевидение.
Женя Черненко реализовал проект для развития науки природного направления (химии, биологии, физики, астрономии). В его рамках в школы закупают реактивы и приборы для наглядной демонстрации природных явлений. Всего 111 единиц на закупку, а польза от этого колоссальная.
Был еще хороший проект 3D-планетарий, но руководство заведения нашло себе инвесторов для проведения капитального ремонта. Из-за этого они отказались от выигранного проекта на сумму 1 миллион гривен, которую перекинули на реализацию незавершенных проектов первого этапа. Например, для площадки под радиоуправляемую технику или хоккейную школу.
– Нужно ли увеличивать финансирование «Бюджета участия» и почему?
– У нас прописано, что «Бюджет участия» финансируется до 0,5% от доходной части города. На первый и второй этап на идеи горожан заложено по 16 миллионов гривен. Возможно, после принятия нового бюджета в декабре, сумма, выделенная на реализацию проектов следующего года, увеличится. В первый этап мы реализовали 50% проектов и 8 миллионов гривен вернули назад в бюджет города. Есть риск того, что, когда мы попросим 30 миллионов гривен, нам вспомнят возврат остатка на первом этапе. Чтобы этого избежать, надо максимально реализовать все проекты этого года.
– За эти два года увеличилось количество участников проекта?
– Увеличилось и количество участников, и количество голосующих. Подача проектов на третьем этапе стартует 16 июля и продлится до 10 августа. Мы занимаемся популяризацией “Бюджета участия” в Днепре. Хотим, чтобы это все было открыто и прозрачно для любого человека. Делаем школы автора, проектного менеджмента, для того, чтобы проекты правильно прописывались. Для информирования населения на различных мероприятиях, выездных собраниях для жильцов разных районов проводим обучение.
– Насколько успешна реализация «Бюджета участия» по сравнению с другими городами?
– Мы подали заявку в “Фонд развития инициатив горожан”, и нас отобрали для программы среди четырех территориальных громад по всей Украине. Ее цель – экспертиза и анализ инструмента “Бюджета участия” в городе. Организаторы с нами связались и предложили помощь в изменении положения, но мы его уже поменяли. Ввели раздел этики, дали на частные организации квоту в экспертную комиссию. Затем нам предложили убрать бумажное голосование, но мы и это успели изменить. После этого представители фонда из Киева захотели приехать и посмотреть на то, как мы работаем с «Бюджетом участия».
Отличия в том, что во Львове и Киеве большой конкурс и командные работы, в которых участвуют все районы. Но у каждого города есть своя специфика. Так, Львов инновационный и туристический. Чего только стоят запущенные в городах карточки львовянина и киевлянина, а у нас мы их все никак не внедрим. Днепр – индустриальный город, поэтому его жители менее активны.
Также суммы, заложенные на проекты в этих городах, выше, чем у нас. Но мы будем развиваться со временем. Киев, Львов стартовали раньше нас – уже прошли этап проб и ошибок. Через пару лет и мы сможем давать советы городам по более качественной работе проекта «Бюджета участия».
– На прошлой сессии чиновникам запретили участвовать в “Бюджете участия”. Насколько это правильно, по вашему мнению?
– Мы это инициировали для избежания пересудов и чтобы жители не думали, что это делается “для себя”. Именно поэтому мы исключили чиновников. Если же у них есть идеи, они могут их реализовать через любого днепрянина.
– Сталкивались ли вы с негативной реакцией днепрян на уже реализованные проекты?
– Сталкивались и неоднократно. Например, по адресу: улица Гули Королевой поставили мусорные баки, площадку, стенку и сделали небольшой съезд. Машина, которая забирает мусор, не хочет заезжать на специальную площадку, и местным жителям приходится каждый раз выкатывать бак на проезжую часть. Таким образом проект реализован, но пользы от него нет.
Еще один проект – по установке спортивной площадки. Автор был очень рад его реализации, но потом начал просить убрать все. Причиной такого резкого решения стала смерть кота от инсульта, а виноваты в этом были, по его мнению, детские крики.
Человеческий фактор есть всегда. Такие курьезные ситуации есть и будут.