Из-за отсутствия контроля, ежегодный объем наличных денег в маршрутном бизнесе достиг 40 млрд. грн. Об этом сообщает UBR.
По мнению экспертов, у проблемы серого рынка маршруток есть несколько составляющих. Одни связаны с пробелами госконтроля, выдачи лицензий и утверждения новых маршрутов. Другие – это следствие действующих правил работы частного автобусного транспорта. Распространение нелегальных перевозчиков основывается на возможности сокрыть доход из-за огромного объема наличных в отрасли.
Получение маршрута, – не могу говорить про Мининфраструктуры, которое проводит конкурс на межобластные перевозки, – но на областные перевозки, на внутриобластные, на пригородные, это всегда был лакомый кусочек для чиновника, возможность заработать копеечку – как за разрешение на маршрут, так и ежемесячно, – отметил глава Всеукраинского Центра реформ транспортной инфраструктуры Владимир Наумов.
Он указал, что проблемы с утверждением новых маршрутов существуют и на межобластном сообщении, конкурс на проведение которых в 2018 году, в отличие от городских, пригородных и внутриобластных, стал проходить по заявительному принципу. Перевозчик, желающий осуществлять развозку на конкретном маршруте, должен лишь подать документы, и в случае соответствия критериям, получал разрешение на развозку.
Наумов подчеркнул, что реформа в данном секторе, не была доведена до ума: несмотря на простоту получения лицензии, новые маршруты утверждаются контролирующими органами с задержкой. Реформа коснулась междугородних, городских и внутриобластных перевозок в части уменьшения списка документов, необходимого при подаче на конкурс, а также в критериях, по которым определяется победитель.
Главная проблема в этой сфере, по мнению специалиста по транспортному планированию, директора компании А+С Украина Дмитрия Беспалова, состоит в обеспечении контроля на дорогах. Эксперт подчеркнул, что «Укртрансбезпека» недееспособна и не выполняет своих функций. Коррупция наверху – следствие привлекательности маршруточного бизнеса для криминала. Бизнес, полностью работающий за наличные – идеальное место для сокрытия миллиардных доходов. А отсутствие конкретных данных по объему пригородного пассажиропотока, подсчет которого никто не ведет, дополнительный коррупционный фактор.
По мнению экспертов, исправить ситуацию можно за счет введения безналичного расчета в маршрутках. Главной задачей должен стать переход на европейскую модель управления перевозками, которая предполагает, что оплату проезда передает управляющему маршрутки не пассажир в виде купюры, а муниципалитет переводом фиксированной денежной суммы на расчетный счет. Он в такой схеме выступает заказчиком услуги.
- Высадили из маршрутки и бросили: в Днепре потерявшую сознание девушку оставили без помощи
- В Днепре неадекват нападал на маршрутку и людей