Как стать наставником для сироты в Днепре

1 июня во всем мире отмечается Международный день защиты детей. По мнению Генеральной Ассамблеи ООН, учредившей дату, цель этого праздника – напомнить миру, что одна из главных задач человечества – улучшение благополучия детей.

Журналистка 49000.com.ua задумалась о том, кому из днепровских детей больше всего нужна поддержка и что можно сделать для ребятни, даже если у вас нет денег. На ум сразу же пришли воспитанники интернатов. По данным Министерства социальной политики, в Украине работает около 770 таких учреждений, где живет около 100 тысяч детей. В Днепре, по данным департамента социальной политики горсовета, живет 1089 детей, лишенных родительской опеки. Из них только 266 находятся в детских домах семейного типа, остальные воспитываются в интернатных учреждениях.

К сожалению, у большинства  ребят почти нет шансов на усыновление. По данным Минсоцполитики, подтвержденных мировыми исследованиями, воспитанникам интернатов после окончания учреждения очень сложно адаптироваться к жизни в обществе за пределами детского дома. Выпускники часто становятся жертвами, а потом – и участниками преступных группировок, среди них высокий уровень бытовых правонарушений, возникновения алкогольной и наркотической зависимостей и ранних беременностей. По данным Минсоцполитики, 52 % женщин, выросших в интернатном учреждении, вынуждены оставлять своих новорожденных детей в роддоме, поскольку не имеют ни поддержки отца малыша, ни элементарных навыков взаимодействия с обществом.

В 2017 году у воспитанников интернатов появился шанс – в июле Кабинет Министров издал Постановление о внедрении института наставничества. У украинцев появилась возможность помогать воспитанникам интернатов адаптироваться к самостоятельной жизни без оформления опекунства. Ранее в нашей стране работал пилотный проект “Одна надія”, целью которого было информирование населения о целях программы и создание базы наставников. В Днепре программа наставничества действует, но главная проблема инициативы – минимум информации в СМИ.

Журналистка 49000.com.ua разобралась, что нужно для того, чтобы стать наставником для ребенка из интернатного учреждения.

Как стать наставником для ребенка-сироты в Днепре. Новости Днепра

Консультации и справки

Согласно законодательству, наставником может стать любой гражданин Украины, достигший 18 лет, без серьезных заболеваний и судимостей, который заявил о своем желании, собрал документы и прошел подготовку.

О желании стать наставником нужно сообщить в центр социальных служб для семьи, детей и молодежи по месту регистрации. Такой центр есть в каждом районе, как правило, он находится в здании исполкома. Контакты центров можно узнать в управлении по вопросам детей департамента социальной политики горсовета Днепра: тел. (056) 744-70-61, [email protected].

Накануне визита в службу, чтобы сэкономить время, лучше предварительно связаться по телефону и уточнить время приема. Согласно процедуре, вам нужно пройти консультацию со специалистом центра и собеседование с психологом. Но если выяснить время работы этих сотрудников заранее, можно решить два вопроса за одну встречу.

Если специалист центра и психолог подтвердят вашу готовность к наставничеству, можно начинать сбор документов. Их перечень вам должны выдать в центре социальных служб для семьи, детей и молодежи. Вам понадобятся:

заявление

копия паспорта

справка об отсутствии судимости

медицинская справка о состоянии здоровья (нужно получить заключение дерматовенеролога, психиатра, фтизиатра, терапевта, нарколога, сдать анализ крови на ВИЧ и реакцию Вассермана (сифилис).

Заявление от руки можно написать во время визита в социальную службу и сохранить, пока собираются другие документы. Справку удобно заказывать через ЦНАП. Получить медицинские документы проще всего, если у вас уже подписана декларация с семейным врачом. Доктор выдаст направление и при отсутствии хронических заболеваний, вы получите заключение всех специалистов уже за один день. Немного подождать придется с анализами крови: если результат пробы на ВИЧ будет сразу, то ответ на реакцию Вассермана – через неделю.

Курсы, договор и обязанности наставника

Если действовать мобильно, сбор документов займет у вас не более, чем полторы недели. А вот дальше начинается более длительный этап. Сдав в социальную службу документы, нужно пройти четырехдневный тренинг для наставников. Дату обучения можно выбрать самостоятельно в течение года со дня подачи документов. Это очень важно, ведь тренинг длится четыре полных рабочих дня. Чтобы получить заключение от областного центра социальных служб, нужно полное присутствие на тренинге. Поэтому стоит заранее подумать, как совместить тренинг с работой или учебой.

После получение заключения от областного центра социальных служб можно выбирать интернат, в котором вы познакомитесь со своим будущим воспитанником. В Днепре работают такие учреждения для детей-сирот:

Городской детский дом №1 – ул. Тополиная, 33

Городской детский дом№ 2 – ул. Надежды Алексеенко, 167

Городской детский дом № 3 – ул. Табачная, 1

Детский приют Амур-Нижнеднепровского района – ул. Петрозаводская, 371 А

Детский приют Самарского района – ул. Воспоминаний, 14.

После знакомства с потенциальным младшим другом нужно подождать решения самого ребенка. И только потом возможно подписание договора о наставничестве. Обратите внимание, что документ трехсторонний, его участники – вы, представитель социальной службы и руководитель учреждения, где живет ребенок.

Вам нужно помнить, что наставник должен встречаться со своим воспитанником не реже четырех раз в месяц. Даты нужно согласовывать заранее как с самим ребенком, так и с руководителем детского учреждения. Активности вы тоже выбираете совместно с воспитанником. Таким образом ребенок получает опыт общения с человеком вне учреждения, в котором воспитывается, а вы помогаете ему приобщиться к жизни, которая начнется после выпуска из интерната.

Мы спросили у психолога Ксении Калиновской о преимуществах наставничества для ребенка и самого воспитателя:

Я начну с того, что интернатные учреждения для сирот – практика, от которой давно отказались в большинстве стран мира. Детей, которых по разным причинам остались без родительской опеки, усыновляют, создают приюты семейного типа или другие условия, где маленький человек живет, каждый день интегрируясь в общество. В интернатах или, как их принято называть, детских домах, система совсем другая. Это закрытое учреждение с обязательной иерархией. Среди детей она одна, среди персонала – другая. Воспитанники интерната с ранних лет усваивают эти схемы и, становясь выпускником заведения и попадая в социум, продолжают вести себя соответственно.

К тому же, еда, одежда, игрушки попадают в интернаты как будто сами по себе. Конечно, их закупают за деньги налогоплательщиков или привозят спонсоры, но у детей создается впечатление, что все эти блага возникают из ниоткуда. В итоге  главная проблема выпускников интерната – отсутствие чувства личных границ и непонимание границ чужих. Поэтому общение с наставником, человеком из “большого мира” может стать основой для формирования социально адекватного поведения.

Для человека, который стал наставником, главный бонус – крах всевозможных иллюзий о том, как легко и без усилий, за четыре встречи в месяц можно воспитать идеального ребенка. У нас пока нет статистики о действии программы наставничества. Но я уверена, что такой опыт полезен для обеих сторон. Как минимум, для переосмысления таких понятий, как эффективное воспитание, детство и сотрудничество между людьми разного возраста и социального статуса.

 

Как стать наставником для ребенка-сироты в Днепре. Новости Днепра

 

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Рекламні блоки дають нам змогу залишатися незалежними ЗМІ, а вам - отримувати найсвіжіші новини під ними. Scroll down!

Приєднуйтесь також до 49000 в Google News. Слідкуйте за останніми новинами! Приєднатися
Популярні новини
logo-bottom
© 2024, всі права захищені 49000.com.ua
Вгору

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: