Уже почти два месяца, как в Украине идет полномасштабная война и многие люди с детьми уехали в поисках безопасности за границу. Но необходимость дать детям нормальное образование война отменить не может, поэтому украинским родителям приходится подстраиваться под новые реалии. О том, как проходит обучение у детей украинских беженцев в странах Европы узнавали журналисты портала 49000.com.ua.
Реалии таковы, что дети, которые из-за войны, от которой убежали, и так переносят сильный стресс, но к нему добавляется еще и неизвестная, чужая среда другого государства. Другие правила жизни и, в особенности, язык, который дети не знают вносят очень серьезные коррективы в обучение украинских детей за границей. Но есть и много особенностей, которые наших детей очень обрадовали.
Более 4,3 млн человек бежали из Украины с начала войны. Почти половина из них – дети школьного возраста. Но вот готова ли система европейского образования обеспечить обучение такому количеству школьников – вопрос. На новую миграционную волну Европейский Союз отреагировал достаточно быстро. Закон о временной защите, который был принят менее чем через две недели после нападения России на Украину, гарантировал украинским беженцам в том числе и право на образование.
Европейские страны пообещали интегрировать украинских детей в школьное обучение в течение трех месяцев с момента их приезда. Впрочем, это непростая задача для системы образования, которая страдает от нехватки учителей, переполненных классов и влияния пандемии коронавируса. Многим детям-беженцам нужна психологическая помощь. А учителям – поддержка с тем, как учить иностранных учеников, как говорить с ними о войне и как облегчить им преодоление языковых и культурных барьеров.
У украинских детей за рубежом также часто нет компьютеров или планшетов для полноценного обучения. Интеграционные классы, в которые дети могут попасть в маленьких городках, часто содержат учащихся всех возрастов и разного уровня владения языком, что затрудняет обучение. Качество полученных знаний ухудшает не только языковой барьер, но и отличие обучающих программ в европейских школах от украинского. Многие дети вынуждены продолжать дистанционное обучение в украинской школе, что создает дополнительную нагрузку к стрессу адаптации в новой стране. Несмотря на это, по мнению многих родителей, посещение школы и общение со сверстниками помогает детям быстрее справиться с психологической травмой. Возможность же сравнить разные подходы к обучению и школьную атмосферу становится полезным опытом.
Больше всего украинских беженцев приняла Польша. Там даже на законодательном уровне увеличили размеры школьных классов и увеличили финансирование образования. Кроме того, в Польше теперь на должность ассистента учителя принимают украинцев, владеющих украинским языком для облегчения обучения детей. Польские дети зачастую принимают наших очень дружелюбно. Общаться помогает близость наших языков. Что совсем уж непонятно – обсуждают английскими вставками фраз.
В Германии, которая тоже приняла большое количество украинцев, все немного сложнее. Всему виной языковой барьер. Немецкий язык изучает далеко не каждый украинский ребенок. Но помогает знание английского. Преподаватели объясняют и на английском. Впрочем, дети не бросают и украинское дистанционное образование. В силу возможностей решают все задания из нашей “дистанционки”. Германия также, как и Польша занялась вопросом приема уехавших из Украины украинских учителей, владеющих немецким языком, так как у них самих большой “напряг” с кадрами.
Чехия уже выдала более 230 тыс. виз временной защиты, и половина переселенцев – дети. Для украинских детей, которых в школах немало, каждый день проводят первые два урока чешского языка. Их ведут поочередно чешская учительница и учительница из знающей язык Украины. Необычным для детей было то, что по школе можно ходить в домашних тапочках, а также оценки. Их ставят не от 2 до 12, как в Украине, а в обратном порядке – от 5 до 1. Многие из учителей говорят по-русски, ведь ее изучают в школе. Английский обязательно, а второй на выбор – русский или немецкий.
С первых дней вторжения российских войск на территорию Украины и эвакуации наших граждан за границу Министерство образования и науки работало над тем, чтобы создать все возможности для обучения эвакуированных учеников по стандартам МОН. На сайтах иностранных министерств образования появились рубрики с информацией об украинских обучающих платформах. Частные дистанционные школы оказали свободный доступ к материалам уроков. Мониторинг показывает, что украинские ученики за рубежом предпочитают онлайн-обучение в родных школах.
Инспекция образования Нидерландов сообщает, что большинство учеников учатся дистанционно в украинских школах и онлайн-платформах. Дети хотят завершить учебный год со своими учителями и по украинской образовательной программе.
Продолжаем работать, чтобы каждый ребенок, находясь вдали от дома и стен родной школы, чувствовал себя нужным и важным для Украины, – говорит министр образования и науки Сергей Шкарлет.
В общем, в любой из стран в школьном обучении украинских детей есть как плюсы, так и минусы. Но, все же, огромным плюсом является то, что обучение продолжается и дети не остаются без образования.