Банковская карта все увереннее вытесняет из кошельков привычные банкноты и монеты. Украина не является исключением из общемировой тенденции – в нашей стране за второй квартал 2021 количество транзакций выросло более чем на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А общая сумма операций по банковским картам увеличилась на 41 процент.
Увеличилась статистика и случаев блокировок карт. Банки заботятся о безопасности клиентов и за нарушение правил могут применить такую санкцию. Кроме того, якобы блокировка карты часто используется мошенниками, чтобы выудить у доверчивых жертв деньги.
Рассмотрим случаи, когда банки действительно могут заблокировать карту.
В каких случаях банк отказывается предоставлять клиенту услуги
Законами Украины установлены только общие требования к процессу использования банковских карт. А правила, в том числе, которые позволяют банку приостановить или совсем прекратить действие карты, указаны в договоре пользователя с финансовой организацией. В этом же документе упомянуто обязательство банка заблаговременно сообщить клиенту о приостановке действия карты и причинах такого решения. Способ уведомления также прописан: это может быть смс, письмо на электронную почту или уведомление по другому каналу связи.
При этом нужно понимать разницу между блокировкой карты и блокировкой счета. Карта – это только способ доступа и управления счетом. А доступ к счету может быть ограничен только по решению суда или в случае блокировки операций, связанных с отмыванием денег, финансированием терроризма.
У каждого банка в договоре с клиентами прописаны свои правила пользования картами. Если их обобщить, выйдет общая картина, почему банк может заблокировать карту или вообще закрыть счет:
- Действия клиента противоречат требованиям банка или законов Украины
- Если клиент в течение определенного времени не предоставляет требуемую банком информацию
- Осуществление операций, подпадающих под финансовый мониторинг
- Клиент попадает в группу риска по основаниям, определенным законами и нормативными документами банка
- Проведение операций, выходящих за рамки деятельности клиента
- Если банк выявил отсутствие данных плательщика и получателя денежных средств
- Подозрение на отмывание средств
- Нетипичные операции с картой
- Операции со средствами неизвестного происхождения