Наверное, уже многим днепрянам известно, что Амурский мост был открыт в мае 1884 года, но не каждый знает, какие правила пользования мостом были приняты в 1886 году. О необычных по современным меркам правилах проезда через мост рассказали на странице “Музей історії Дніпра” в Facebook.
То, что мост напрямую связал железорудные шахты Кривого Рога и угольные шахты Донбасса, что позволило повысить количество выплавляемой стали и, соответственно, поднять экономику Приднепровья – тоже общеизвестный факт. Однако мало кто знает, что 10 марта 1886 российским императором Александром ІІІ было принято решение об установлении платного проезда Амурским мостом для конных экипажей и подвод. В соответствии с царским приказом плата взималась за прогон мостом еще и из многочисленных групп крупного рогатого, тяглового скота и овец, которые принадлежали местным торговцам скотом и землевладельцам.
От денежного сбора за пользование мостом освобождались пешеходы, все виды транспортных средств, принадлежащих государственной казны, военные команды и арестантские конвои, в которых перевозили подводами заключенных уголовников. Также право бесплатного проезда было предоставлено пожарным командам Екатеринослава.
На въезде и выезде с моста сидели контролеры в небольших павильонах. Взимание денежного сбора за проезд по мосту было возложено на Екатеринославское управления Екатерининской железной дороги, поскольку мост, как объект транспортной инфраструктуры, находился в подчинении данного учреждения. Установление платы за проезд было продиктовано прагматическими соображениями – полученные от сбора средства направлялись на содержание технических конструкций сооружения и его текущий ремонт.
В 1909 году к царскому закону, который регламентировал проезд по мосту, были внесены небольшие коррективы ввиду появления новых видов транспортных средств. 26 апреля 1909 российский император Николай II в утвердил закон, в котором говорилось об установлении платного сбора за проезд по мосту для автомобилей, моторов, мотоциклеток и велосипедов. Для моторизованных транспортных средств проезд стоил 24 копейки, для мотоциклов и велосипедов – 2 копейки.
Только со свержением российского самодержавия плата за проезд моторизованных транспортных средств и конных экипажей была отменена органами местного самоуправления.