49000 Полная версия страницы

Историк Егор Засыпкин рассказал, как отмечали Новый год 100 лет назад

Сегодня, 13 января, канун Старого Нового года, или Нового года по старому стилю. Он возник после того, как в 1918 году был введен в обиход григорианский календарь. Этот праздник еще называют Щедрый вечер.

О том, как встречали Новый год жители Екатеринослава, наш пятничный разговор с днепровским Дедом Морозом – Егором Засыпкиным.  Уже третий год он надевает ярко-красную шубу, белую бороду, берет мешок подарков и проводит новогодние экскурсии. Егор по специальности историк, археолог, шесть лет проработал в ДНИМ им. Д. И. Яворницкого экскурсоводом и научным сотрудником, а теперь его слушатели – пассажиры новогоднего трамвая. Как и полагается, дети ему пишут письма. Но, на удивление Егора, не просят подарков для себя, а желают ему  удачи.

– Егор, скажите, как все начиналось? Вы и раньше были Дедом Морозом?

– Идея принадлежит туристическому центру “Рыба Андрей”. Они все организовали и предложили сотрудничать.  Дедом Морозом я раньше не был. Это для меня в новинку. Отмечу, что наша экскурсия — это тот случай, когда Деду Морозу рады больше взрослые, чем дети.  Я все же не аниматор, а экскурсовод.

–  Удобно работать на ходу?  Может, на следующий год пересядете на сани, как и положено Деду Морозу?

–  Для этого нужны будут большие сани. Людей на экскурсии приходит много. В депо нам давали ухоженный, чистый троллейбус, который работает у них на спецзаказах.  Он был шикарным. Мы ездили по кольцевому  маршруту «А». Трамвай в этом плане был интересней, поскольку  ходил по 1-му маршруту.  Но трамвай имеет одно плохое свойство — шумит. Приходится громко говорить.

– Расскажите и нам о новогодних традициях Екатеринослава. Например, о легендах. О чудесах.

– Я хоть и сказочный персонаж, не буду развивать сказки, а скажу правду: большинство легенд в итоге оказываются придуманными. Притом совсем недавно.  В истории города было много светлых моментов, но назвать их чудом нельзя. Периодически наш город  стремительно развивается, дотягивается до космических вершин. Во время основания он был больше похож на село. Мрак полнейший. Но с приходом  Андрея Фабра все меняется. Строятся больницы, закладываются аллеи, открывается музей. Затем снова все затихает.  Останавливают развитие зачастую войны и революции. Все повторяется циклично — через 30—50 лет.

– На каком этапе мы находимся сейчас: на спаде или на подъеме?

– Это мы поймем лишь спустя минимум 20 лет. Когда что-то происходит, историки  говорят, что нужно подождать 50 лет.

– Время, конечно, все расставляет на места. Но есть неизменные человеческие качества. Например, отмечать Новый год с размахом. Или так было не всегда?

– Первые воспоминания о праздновании датируются серединой 19 века. Главными всегда были религиозные праздники, в частности Рождество. Новогодних гуляний в современном понимании не было, как и городской елки. Вообще, традицию ставить елки мы переняли  у немцев.  Популярной она стала благодаря господину Гофману и его «Щелкунчику». Невероятная история крысиного короля, дух праздника так понравились людям, что они стали наследовать автора. Традиция пошла в люди.

В центе города елку начали ставить уже во время Советского Союза. Конец 40-х — начало 50-х годов. Когда же на площади появился памятник Ленину, елку перенесли на место современной парковки. Говорят, что Ленина было плохо видно, он как бы выглядывал из-за елки, поэтому ее и передвинули. А затем главную городскую елку перенесли в парк Глобы.

С 1918 года до 1936-го запрещали отмечать рождественские праздники. Даже не говорили Рождество, а именно: «праздновать елку». Но люди подпольно отмечали, так же, как крестили детей. Сталин, видимо, понимал, что бороться с этим бессмысленно. Поэтому праздник немного видоизменили, добавили новых героев и вернули людям. Вифлеемская звезда стала красной, а святого Николая сменили на Деда Мороза.  Долгое время 1 января даже не был выходным днем.

– Скажите, а дома елку ставили?

– Елка была настоящей роскошью. Ее могли позволить себе только очень зажиточные екатеринославцы.  В документах 19 века сохранились сведения о том, что елка стоила 200 рублей. Для сравнения, средняя годовая зарплата рабочего составляла 100—120 рублей. В то время специально для новогодних праздников хвойные деревья не выращивали, а сами по себе они здесь практически не росли. Не забывайте, что мы живем  в степи. Деревья насаживали столетиями и берегли.

Со временем елки стали доступнее. Их начали продавать на рынках. Торговали, например, на Озерной площади (на месте современного рынка “Озерка”. — Прим. авт.) и современной Европейской площади. Зажиточные господа обязаны были пускать фейерверки. Но все это скорее относилось к рождественским праздникам.

– А как в нашем городе обстояли дела с алкоголем?

– Отмечать Новый год 1 января начали по указу Петра I. В документе было четко сказано, что в знак начала нового года  нужно веселиться, поздравлять  друг друга, стрелять  из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, зажигать огни и …пить. Многие  воспринимали этот указ буквально и нередко помирали на праздники.

А вот в Екатеринославе боролись с чрезмерным употреблением алкоголя  довольно корректно, по-европейски. «Сухой закон» не вводили, зато поднимали стоимость самой продукции, а также тары. Но бутылку можно было сдать обратно, за деньги. С пьянством боролась и церковь. Вышел даже  декрет о том, что упившихся до смерти будут хоронить как самоубийц, то есть не на кладбище.

Кстати, сама пословица «упиться до смерти» появилась где-то в 19 веке. После запрета дуэлей мужчины стали  выяснять отношения другим методом: пить, пока кто-то первый упадет. На праздники разрешалось варить домашний алкоголь, пиво, брагу. Пан угощал крестьян едой со своего стола.  Так сказать, делился едой с барского плеча.

 А градоначальники Екатеринослава поздравляли жителей с праздниками?

– Единственным доступным тогда видом СМИ были газеты. В них и выходили небольшие поздравления. Текст был  относительно стандартный. Поздравляющий мог, например, подвести итоги уходящего года и что-нибудь пожелать.

– Наверное, и новогодний бал был?

– Балы в Екатеринославе, конечно, проходили. Возьмем, например, Потемкинский дворец.  Там, где сегодня находится  сцена и места  для зрителей, был бальный зал. Главный вход во дворец  расположен со стороны Днепра. Поднявшись по ступеням, гости сразу попадали в бальный зал. Рождественские праздники проходили также в Коммерческом собрании и Английском клубе. Это сугубо мужское заведение, и лишь раз в году, на Рождество, можно было привести жену и детей.

Гуляли и в ресторанах. Играла музыка, был карнавал. Самые дорогие рестораны того времени — это «Астория», «Пальмира» и «Бристоль». Два последних, к сожалению, не сохранились. В газетах того времени были объявления, что за 2 рубля 50 копеек посетителей ждет бокал шампанского и четыре блюда в новогодний  вечер.

– Какие же самые древние новогодние традиции?

– Новый год нужно встречать чистыми. Это одно из самых главных правил наших предков. Его придерживались казаки и жители Екатеринослава. Одежда должна быть чистой и светлой. Обязательно нужно было надеть белую рубаху. Считалось, что нужно начинать год чистым, с чистого листа. Думаю, городские бани были переполнены.

К слову, в нашем городе была большая проблема с канализацией.  Первый водопровод в Екатеринославе появился  во второй половине 19 века. Помните водонапорную башню на проспекте Гагарина? Это башня 19 века. Водопровод был длиной не более пяти километров. Более-менее полноценный водопровод  появился  в 1908 году, а канализация — в 1914 году. Под многими старыми домами еще сохранились выгребные ямы. Их чистили злотари. Екатеринослав  и тогда был городом контрастов. Говорили, что только у нас злотари выезжали на работу в полдень – в разгар жары.

– Днепр и сегодня город контрастов. И это может стать главной фишкой для привлечения туристов. Не так ли?

— Конечно. И это нужно делать. Пока  о развитии туризма думают лишь рядовые предприниматели.  Но если взяться на уровне государства или хотя бы города, результат будет превосходным. Я знаю, что недавно в горсовете создали отдельное управление, которое должно заниматься и привлечением туристов в Днепр. Мы их здесь очень ждем. Поверьте, у нас есть что показать и о чем поговорить. Даже современная архитектура интересна европейцам. Их очень интересует история когда-то  закрытого города.

“Перепады” нашей истории зачастую сложно объяснить иностранцам. Они недоумевают: как глубоко верующее православное общество могло кардинально измениться за считанные годы и превратить, допустим, храм в фуражный склад или музей религии и атеизма. Но это наша история. Наш город не похож ни на один другой.

– Развивать туризм. Это можно считать вашим новогодним желанием?

– Да. Пускай к нам едут люди. С ближнего и дальнего зарубежья. Пока к нам едут только по делам, а я мечтаю, чтобы город заполонили туристы.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Exit mobile version