Вот уже несколько месяцев мы изучаем бюджет Днепра, разбираемся с тратами коммунальных предприятий и программами городского совета. Траты постоянно растут, количество программ все увеличивается. Что же делать? Сегодня мы представим ряд предложений, которые позволили б сэкономить городу огромную сумму. Первую часть статьи мы закончили на теме неэффективных программ и проектов Днепровского городского совета.
2017 год объявлен мэрией Днепра «Годом транспорта». И увы, абсурдными многомиллионными тратами на «речной транспорт» городские власти не ограничиваются. Наиболее яркий пример затрат на миллиард гривен, что «подарят» городу еще один дотационный объект, проект достройки метро.
С одной стороны, достройка метро позволит избавиться от незаконченных строек в центре города, разгрузить пассажиропоток и сделать передвижение по центру более быстрым. Но какой ценой?
Для достройки метро в Днепре государство берет 152 млн. евро кредита у Европейского банка реконструкции и развития и такую же сумму у Европейского инвестиционного банка под 1—1,5%. Основную сумму будет оплачивать государство, а проценты — городской бюджет. Эта сумма составляет около 100 млн. грн. в год. Кроме того, по словам экс-первого заместителя мэра Днепра, депутата городского совета Дмитрия Погребова, городской бюджет должен будет оплачивать НДС:
«Этот налог государство не может оплачивать, он ляжет на плечи снова-таки Днепра. Если Limak (турецкая компания, что занимается строительством метро в Днепре) строит метро за ~300 млн. евро, то город будет просто обязан заплатить ~60 млн. евро налога. Что это за деньги? Если называть суммы в гривневом эквиваленте, то это приблизительно 1 млрд. 800 млн. грн. И это только предварительные подсчеты».
Но даже в результате успешной постройки линии метро мы получим не только скоростной транспорт, но и огромные траты в виде дотаций на работу метро. По словам общественного активиста Ивана Васючкова, только в 2015 году дотации на метрополитен составили более 60 миллионов гривен на 6 станций:
«Продлим метрополитен еще на 3 станции, и потребуется дополнительно около 40 миллионов в год на содержание метрополитена и более 250 миллионов на приобретение подвижного состава для интервала движения хотя бы в 7 минут».
Проще говоря, обеспечение удобства передвижения для жителей одного района и по центру города обойдется городской казне в более чем 2 млрд. грн. и в сотни миллионов гривен дотаций в последующие годы, а также повлечет ненужные траты в миллиарды гривен для государства.
На эти 2 млрд. грн. можно в пределах нескольких лет закупить более 200 новых троллейбусов (стоимость одного троллейбуса ныне составляет около 5 млн. грн.), построить несколько новых троллейбусных маршрутов там, где их нет, провести ремонт контактной линии и прочей электротранспортной инфраструктуры и, что немаловажно, — закупить автобусы с большой вместимостью. Все это помогло бы вытеснить из города всем ненавистные «спринтеры» и прочие маршрутки. А государство таким образом не понесло бы очередное долговое бремя.
Вместо этого в изменениях к Программе социально-экономического развития города на 2017 год горсовет в очередной раз пускает «под нож» строительство 13 троллейбусного маршрута и уменьшает затраты на создание троллейбусной линии на ж/м Сокол.
Но уж если городские власти задумали реализовать крупный проект, то, может, стоит обратить внимание на проект строительства мусороперерабатывающего завода? Дабы не повторить печальную «мусорную судьбу» Львова.
Так, в Харькове строительство завода по переработке мусора начнется уже в марте 2017 года. А в Одессе еще в июле 2016 года был подписан меморандум между городскими властями и южнокорейской компанией «OHB HOLDINGS» о постройке мусороперерабатывающего завода, а также сортировочного комплекса на территории законсервированной городской свалки.
Проект строительства завода предполагает производство из твердых бытовых отходов различных видов продукции, в том числе: альтернативное топливо — 50%, вторичное сырье (стекло, ПЭТ, металл, прессованная бумага и т. д.) — 10%, компост и строительные материалы — 40%. Там же будет реализован проект дегазации одесского полигона “Дальницкие карьеры”. Он предполагает строительство модульного комплекса, принцип работы которого заключается в выкачке из специальных скважин в полигоне горючих газов, которые образуются в результате брожения мусора, с дальнейшим их сжиганием с получением электрической энергии.
Более того, во многих городах Европы такие заводы способны обеспечивать теплом целые районы города. Завод по переработке мусора Шпиттелау в Вене обеспечивает теплом 60 тысяч квартир. А завод Amager Bakke в Копенгагене, который закончат строить в этом году, сможет отапливать 160 тысяч домов. Почему не реализовать аналогичный проект в Днепре с его намного большим бюджетом, чем у большинства областных центров страны, но с не меньшими проблемами?
Также читайте: Обещанного три года ждут: жители Диевки продолжают задыхаться от зловоний
Еще один крупный проект, который могла бы реализовать городская власть, — это индустриальный парк, где на одной выделенной территории (которая обустроена инфраструктурой, объектами недвижимости) могут размещаться новые производства, вестись научно-исследовательская деятельность, компании в сфере услуг, IT-сфере и т. д. А это рабочие места, деловая активность, а значит, и большие налоговые поступления в городской и государственный бюджет.
Но все-таки главная проблема в работе наших городских депутатов в том, что на протяжении года работы горсовета так и не была принята ни одна программа, что позволила бы повысить доходы бюджета.
Давайте разберемся, из чего состоят доходы горсовета. Собственные налоговые поступления, согласно последним правкам в бюджет города на 2017 год, составляют 6 млрд. 305 млн. 417 тыс. грн. Чуть больше половины из них составляют поступления от налога на доходы физических лиц — 3 млрд. 283 млн. 28 тыс. грн., причем, из них 2,9 млрд. грн. — это налог на доходы физлиц, который платится из доходов в виде зарплаты работников.
На втором месте по величине поступлений стоят земельный налог и арендная плата — 1 млрд. 644 млн. 521,5 тыс. грн. Третье место среди так называемых «бюджетообразующих» налогов занимает единый налог — 818 млн. 122 тыс. грн., и наконец, акцизный налог — 411 млн. 773 тыс. грн. Все остальное — это экологический, транспортный, прочие налоги и сборы.
То есть нужны такие программы, которые бы увеличили поступления от этих налогов. Проще говоря, нужны решения, которые стимулировали бы деловую активность в городе, расширяли базу налогообложения, а вместе с ней смог бы расти и местный бюджет. И вот здесь и кроется ответ на вопрос: куда мудро потратить сэкономленный миллиард, чтобы его во много раз приумножить?
Во-первых, это может быть программа поддержки малого бизнеса. Принятая в прошлом году годичная Программа развития предпринимательства и международного сотрудничества ограничилась лишь проведением семинаров, конференций и форумов по вопросам привлечения инвестиций и созданием IT-программы, или услуги по разработке информационной базы для развития предпринимательства.
На деле же действенная Программа развития предпринимательства должна включать в себя не только тренинги, форумы и семинары для предпринимателей, но и льготное кредитование (ведь у многих молодых людей, которые хотят открыть дело, все упирается в стартовый капитал), небольшой льготный налоговый период, уменьшение арендной платы для малого бизнеса. Кроме того, вполне реально провести информационную кампанию об уже существующих финансово-кредитных механизмах поддержки бизнеса, фандрайзинговых и грантовых ресурсах, формирование базы донорских организаций (вплоть до международных), работающих в рамках программ поддержки предпринимательства.
Также немаловажно упростить взаимодействие бизнеса с органами местного самоуправления. Думаю, каждый, кто сталкивался с местной бюрократией, знает, что получение разрешений, справок и прочих документов как для бизнеса, так и для обычных граждан — это «долго и мучительно». А часто дело в элементарной бумажной волоките и зарегулированности, когда на документе нужно собрать нужное количество подписей, оббежав огромное количество чиновников и структур.
Также читайте: Днепр стал на шаг ближе к Северной Корее
Еще одним решением для стимулирования деловой активности в городе может стать создание бизнес-инкубаторов. Для примера можно взять львовский бизнес-инкубатор «Startup Depot», где стартап-команды могут делиться своими идеями, опытом, а участникам бизнес-инкубатора оказывают организационную, менторскую поддержку и помогают им в поиске источников финансирования и развитии проектов с дальнейшей их реализацией на территории Днепра. На территории бизнес-инкубатора можно разместить коворкинги, залы для проведения переговоров, презентаций и проведения обучения, например, для IT-специалистов. Ведь ни у кого нет сомнений, что за IT-сферой будущее.
Продолжением этой идеи может стать создание в Днепре I-Hub — центра инноваций и предпринимательства, который предоставляет доступ к образованию, сообществу инвесторов и пространство для работы/учебы для стартапов и IT-специалистов. Места, куда, как магнитом, будут притягиваться таланты для создания своих технологичных компаний. Места, где им также будет оказана всяческая поддержка, начиная от организационной и заканчивая поиском финансовых ресурсов. У Днепра также огромный потенциал для реализации креативных индустрий. Именно в этом центре креативные дизайнеры, архитекторы, рестораторы, маркетинговые специалисты смогут объединиться для реализации в городе своих бизнес-идей.
Наконец, следует обратить внимание на привлечение специалистов со всех уголков страны и даже из других стран. Это позволит опять-таки и улучшить деловую активность в городе, и открыть новые компании. Но, кроме условий для реализации своих идей, специалистам нужны и условия для жизни. Как минимум придется обеспечить их жильем. К примеру, даже в бедной Индии в городе Бангалор для привлечения IT-специалистов со всего мира им, кроме высоких зарплат, предоставляется жилье и различные льготы.
В Днепре же была принята программа «Муниципальное жилье», которая направлена на покупку жилья только для социально незащищенных слоев населения, нуждающихся в жилье, передачу служебного жилья работникам бюджетной сферы, которые имеют заслуги перед городом, и чиновникам органов местного самоуправления. Всего же на реализацию программы направлено 467 млн. грн. на 5 лет.
То есть простым внесением изменений в программу (и увеличением финансирования) можно создать еще один инструмент для привлечения в город высококлассных специалистов. Кроме того, программа не создает условия для льготного ипотечного кредитования, а это было бы хорошим стимулом как для строительной сферы, так и для молодых специалистов.
Будем справедливы: все вышесказанное очень сложно, но выполнимо. Нужна мощная политическая воля, стремление к качественным программам. А не обычное «освоение бюджета» с откровенно коррупционными тендерами.