Грубые системные нарушения в работе одного из коммунальных учреждений культуры Днепра выявила недавняя проверка департамента гуманитарной политики. Будут ли сделаны выводы – невзирая на лица и прошлые заслуги?
Родственники на сладких должностях, неприлично раздутый штат и вероятные “подснежники”, вольница с начислением премий и “в темную” сданные в аренду площади коммунального учреждения – эти и другие злоупотребления на протяжении многих лет допускала руководитель коммунального учреждения культуры “Днепровский городской телевизионный театр” Ольга Волошина. Неприглядные подробности с “яркой творческой спецификой” стали известны после недавних проверок, которые провели профильные специалисты департамента городского совета. Подробности – в нашем материале.
“Бесшабашный менеджмент” от заслуженной актрисы
Структура с загадочным названием “Телетеатр” была создана еще в далеком 2002 году и по первоначальному замыслу была призвана нести горожанам доброе и вечное. В частности – создавать фильмы о выдающихся деятелях – выходцах из Днепра.
Впрочем, с фильмами за последнее время как-то не очень сложилось. Коммунальное учреждение культуры “Телетеатр” донедавна преимущественно показывало драмы-комедии да проводило творческие мероприятия в небольшом помещении на Крутогорном, 9. Билеты на которые, кстати, продаются через фирмы-посредники по вполне рыночным ценам.
Много лет руководителем учреждения оставалась Ольга Волошина, в прошлом – актриса театра украинской драмы им.Шевченко (сейчас этот “храм Мельпомены” возглавляет мама одиозного криминального авторитета Александра Петровского-Нарика).
Бытует мнение, что творческие люди – слегка не от мира сего, однако г-жа Волошина на удивление прагматично подходит к своей деятельности. Помимо директорского оклада она также трудоустроена как… актриса – в театре под своим же руководством. И, помимо зарплаты, получает надбавки и премии. Впрочем, об этом – дальше
Рецепт от Волошиной: “синекура” за городские средства
Содержание постановок и художественный уровень творческих событий – тема отдельного разговора. Как известно, о вкусах не спорят, но можно подискутировать о деньгах. О том, насколько адекватным является уровень менеджмента в исполнении г-жи Волошиной
Не слишком ли дорого платит бюджет Днепра за то, чтобы воплощались творческие амбиции актрисы заслуженного возраста и ее окружения? А кроме того – насколько правильно, что за бюджетный счет получают неплохие зарплаты ее родственники и приближенные?
По замыслу, любое коммунальное предприятие или муниципальное учреждение призвано создавать полезные продукты или оказывать услуги для громады того города, в котором оно создано. К примеру, сотрудники КП “Днепровский электротранспорт” перевозят пассажиров, работники “Водоканала” обеспечивают подачу воды в дома горожан, труженики других коммунальных служб убирают и вывозят мусор, ремонтируют наружное освещение, решают еще много других нужных и полезных задач.
А что делают для днепрян десятки работников “Телетеатра”, получающие неплохие зарплаты, да и делают ли вообще?
В коммунальном учреждении культуры “Телетеатр” согласно штатного расписания должны работать целых 19 штатных сотрудников. В их числе, помимо руководителя – заместитель директора, главный бухгалтер, главный администратор, режиссер-постановщик, заведующий художественной частью, звукорежиссер, помощник режиссера, художник по освещению, пять штатных актеров. А еще – монтажер, инженер, оператор видеозаписи, секретарь, уборщица….
В 2022 году люди, оформленные на разные должности в этом коммунальном учреждении культуры, получили из бюджета Днепра заработных плат в общей сложности на 3 миллиона 542 тысячи 112 гривен. При этом в тяжелейшем военном году фонд заработной платы “Телетеатра” вырос почти на треть по сравнению с показателями за 2021 год.
Вопрос, который возникает у любого человека в здравом уме – что вообще делает такая прорва труженников и администраторов “от культуры”, получающих солидные зарплаты за счет городского бюджета? Какую пользу приносят они громаде? Какие продукты создают? Наверняка – работая “без устали и без продыху”, а не просто совмещая получение зарплаты в коммунальном учреждении с работой в других местах или “халтурой” на условных свадьбах, юбилеях и других “ивентах”?
Очень похоже на то, что бессменный руководитель городского учреждения культуры г-жа Волошина смогла устроить “синекуру” (от латинского – место, где можно получать солидные деньги при самых малых усилиях) для узкого круга приближенных. Вот только насколько адекватна такая ситуация в военное время, когда страна и город экономят каждую гривну, чтобы обеспечить в первую очередь функционирование муниципального хозяйства?
Война – войной, а премии – по расписанию
“Как не порадеть родному человечку?” – когда-то давно задавался вопросом классик. Так вот, у проверяющих возникли весьма конкретные претензии к нынешнему директору учреждения, связанные с дурно пахнущим непотизмом – назначением на “сладкие” должности родственников.
Как оказалось, в коммунальном учреждении под руководством Волошиной давно оформлены… ее родные. Так, главным инженером коммунального предприятия числится… сын директора, у которого вообще нет высшего образования, а невестка удачно трудоустроена администратором. Конфликт интересов? Нет, не слышали…
Кроме того, выяснилось, что родные и близкие руководителя “Телетеатра”, как и она сама, получают солидные премии. Как установила одна из проверок, в ряде случаев такие “поощрения”, вопреки требованиям законодательства о противодействию коррупции, Волошина выписывала без уведомления вышестоящих инстанций в лице департамента гуманитарной политики.
Что удивляться, если в военном 2022 году г-жа директор установила себе (!) премию “за сложность и интенсивность работы” и в марте получила через собственную бухгалтерию несколько тысяч гривен. Как говорится, война – войной, а премии – по расписанию…
Просто мы работаем “подснежниками”…
Если с “семейными” премиями все в полном порядке, то в работе с остальными кадрами в “Телетеатре” под руководством Волошиной творится полная неразбериха. Так, помимо двух десятков штатных работников в коллективе КУ “Телетеатр” (а это целых 27 человек) треть сотрудников устроены по гражданско-правовым договорам. При этом, как установила проверка, учет отработанных часов таких работников не велся в принципе (!)
Можно предположить, что на “подснежников” (как называют таких формальных “получателей зарплаты”) могли запросто списываться любые деньги – за якобы работу, которая непонятно как, когда и кем выполнялась. Да и выполнялась ли вообще – дело-то творческое, к проверке непростое…
Как водится в печально известной практике, затем полученные деньги такие вот “подснежники” банально могут снимать и “заносить” в конвертах “кому надо”… “Молочные реки, кисельные берега” могли открываться для директора отдельно взятого учреждения культуры….
Еще один неутешительный штрих к общей смутной картине служебных нарушений и злоупотреблений под руководством Волошиной: в учреждении культуры вообще нет коллективного договора. А значит, премировать (да и наказывать) можно так, как директорской душе угодно. Ну а тот факт, что в заведении, где работают сотрудники мужского пола призывного возраста, военный учет не ведется вообще – это просто мелочь на фоне всего остального.
Таки у нас театр или ремонт обуви?
В ходе проверок некоторое время назад выяснилось, что помещения, которыми располагает КУ “Телетеатр”, директор Волошина использовала, мягко говоря, нецелевым образом.
Коммунальное учреждение располагается сразу в двух зданиях в респектабельных местах Днепра (кстати, только на оплату коммунальных услуг (отопление, электро- и водоснабжение) в 2022 году учреждение потратило без малого 200 тыс. грн (178 685 грн): собственно помещение театра (на минуточку – площадью 340 кв.м) находится на спуске Крутогорном, 9 (бывшая ул.Рогалева). При этом администрация коммучреждения сидит в малоприметном, но просторном помещении на ул.Телевизионной, 4.
В ходе одной из проверок оказалось, что в этом самом помещении КУ “Телетеатр” привольно расположилась…точка ремонта одежды и обуви (!) Про такую “коммерческую инициативу”, которая крепко пахнет нарушением закона, руководитель КУ Волошина не оповестила свое начальство, которые бы пресекло это сомнительное самоуправство. Впрочем, прямо сразу после проверки, которая заглянула в “Телетеатр”, частные ремонтники оперативно съехали из помещения коммунального учреждения культуры….
Сколько времени коммунальное помещение использовались частными структурами и сколько десятков (или даже сотен) тысяч гривен потенциальной арендной платы прошли мимо городской казны, но ушли в чей-то личный карман, – вероятнее всего, останется загадкой.
Еще один парадоксальный момент: судя по отчетам, на мероприятиях “Телетеатра” за прошедший год побывали 5782 зрителя. при этом за проведение спектаклей учреждение получило 221 442 грн. Простым делением можно установить, что в среднем каждый зритель заплатил 38,2 грн. При том, что прямо на сайте “Телетеатра” билеты через фирму-посредника продаются по 200 грн (!), социальная цена – 100 грн. Как говорится, оцените разницу…
Наконец, по итогам последнего довоенного года коммунальное учреждение культуры под руководством Волошиной в нарушение требований законодательства вообще не провело инвентаризацию имущества. Проще говоря – из-за такой вопиющей бездеятельности директора совершенно не ясно, какие материальные ценности имеет учреждение. К примеру, располагает ли “Телетеатр” видеокамерами, монтажными комплексами и другим дорогостоящим оборудованием, с помощью которого должен осуществлять свою деятельность? В наличии ли это оборудование, в каком состоянии,, когда обновлялось и сколько денег из городского бюджета на это израсходовано.
Вместо послесловия
Вскрытые благодаря проверкам и ставшие достоянием общественности нарушения и злоупотребления в учреждении культуры, допущенные под руководством г-жи Волошиной, однозначно требуют решительных выводов. Организационных, административных или даже уголовных – должны решать вышестоящие и уполномоченные инстанции. Ясно одно: ни в военное, ни в мирное время коммунальное учреждение культуры не должно быть “кормушкой за театральным занавесом” для “заслуженных людей” с весьма сомнительной прозрачностью и эффективностью для громады. Мы же будем пристально следить за развитием этого интересного дела.