Впереди длинные майские праздники, а потом и сезон отпусков. Как правильно выбрать оператора, чтобы не было больно за потраченные деньги и испорченное времяпрепровождение? Выяснял корреспондент 49000.com.ua у Юрия Кислейко, начальника управления защиты потребителей главного управления Госпотребслужбы в Днепропетровской области.
Днепрянам следует помнить, что перед тем как обращаться к туристическому оператору, необходимо изучить информацию о нем, прочитать отзывы. Лучше всего обращаться по рекомендации друзей. Также следует отличать туроператора от туристического агента. Первые имеют лицензию, а вот среди туристических агентов чаще всего и можно попасть на мошенников. После того, как вы выбрали оператора и тур, необходимо заключить договор на предоставление услуг. Помимо типового договора, необходимо заключать еще и дополнительное соглашение. В нем должны быть прописаны время выезда, категории, виды питания. Если в договор не включено экскурсионное обслуживание, необходимо выяснить, как будут защищены ваши права после получения этих услуг на месте.
На что следует обращать внимание в турагентстве:
-прописанный в договоре срок пребывания в месте отдыха;
-характеристика транспорта, с помощью которого будет обеспечен переезд к месту отдыха;
-отели, их месторасположение, категории;
-срок и порядок оплаты услуг;
-виды и способы обеспечения питания;
-минимальное количество туристов в группе;
-программа туристического обслуживания;
-виды экскурсий и другие услуги, которые включены в стоимость;
-страховка;
-правила въезда в страну и пребывания там.
-пункт форс-мажор. Если он случается за месяц до поездки, положено стопроцентное возмещение стоимости путевки.
Госпотребслужба в Днепропетровской области по поручению премьер-министра Украины проверила пять туристических операторов, один из которых – агент. Проверяли в первую очередь документацию, наличие терминалов, возможность компенсировать недовыполненные услуги.
Самые распространенные виды обмана туристов:
Неправильно оформленные туристические ваучеры. При нарушении этого пункта на туристическое агенство будет наложен штраф в размере 100% стоимости услуги.
Смена цены без сообщения (сообщать необходимо не позже трех дней после смены стоимости путевки, – прим. автора). Подобное допускается лишь, если изменился тариф перевозок, выросли налоги и сборы, изменился курс гривны. Смена цены может проходить не позже 20 дней перед отъездом и не должна превышать 5% от стоимости услуги. Если она превышает этот процент, турист может разорвать договор с возмещением всей суммы.
Нелицензированные агенства и некомпетентные сотрудники. Если это угрожает безопасности, турист может отказаться. Не получив услуги в полном объеме, может требовать 100% ее компенсацию согласно договору.
Как себя защитить?
Допустим, вы уехали на лечение и не получили все виды услуг, которые были прописаны в договоре, или вам пришлось платить за то, что должно было быть включено в путевку, а по факту не было. В таком случае необходимо собирать чеки или показания свидетелей о затратах, которые вы понесли. Компенсацию вы сможете получить от туроператора по прибытию назад в Днепр. Если услуга прописана в денежном эквиваленте, возвращается ее стоимость. Если четкий тариф не указан, турист может требовать 3% от стоимости путевки. Если вы попали на мошенников, можно обратиться в нацполицию, суд, госпотребслужбу.
Самые рискованные направления
Чаще всего на некачественные или неполные пакеты услуг можно попасть в турах с целью прохождения лечения. Также малоизученными остаются направления в азиатские страны, где местные жители которых еще не готовы принимать туристов. Если вы летите в такие страны, необходимо изучить, когда именно наступает страховой случай и кому необходимо звонить в таких случаях.
Чтобы чувствовать себя спокойно и получить удовольствие от отдыха – внимательно изучите договор. Также возьмите как можно больше контактов для связи с представителями ваших туристических агентов. Уточните условия по багажу, питанию, встречающим и месту вылета.