Днепрянам рассказали историю дома железной дороги: фото

Большой жилой дом на углу пр. Александра Поля и ул. Владимира Антоновича в Днепре, на первый взгляд, строился исключительно для размещения квартир. Днепровский историк и краевед Валентин Старостин нашел в архивах историю здания на пр. Поля. 8А, и оказалось, что проектировщики готовили ему совершенно другую судьбу. В сообществе “”Екатеринослав – Днепропетровск” на Facebook нашли фотографии дома и описали его краткую историю по мотивах исследований Валентина Старостина.

История дома железной дороги: фото. Новости Днепра

Домовладение возникло в середине 19 века. Даже до начала 30-х годов прошлого века большую часть придомовой территории занимал сад. Как же появились зеленые насаждения? Сад разбили еще в 19 веке прежние владельцы территории, купцы Курдюмов, а затем – Афанасенко. Именно сад последнего по состоянию на 1917 год был самым большим в той части города, поскольку нынешний парк Глобы пребывал в запустении. Строить крупные здания здесь боялись, ведь совсем рядом находилась Рыбаковская канава. Эта болотистая территория сформировалась из-за стоков от Рыбаковской балки, которая до сих пор существует в районе улицы Николая Руденко. Застройщики ждали, пока до обустройства коллектора на месте канавы дойдут руки у Городской думы. Ждать пришлось сто лет.

История дома железной дороги: фото. Новости Днепра

Коллектор построили только в 1930 году. А участок под застройку получило самое влиятельное предприятие города – Сталинская железная дорога. В 1936 году архитекторы Анна Щекина и Александр Левшов разработали проект строительства в стиле советского конструктивизма. Заказчики планировали разместить в здании правление. Но в итоге оказалось, что на главной повестке дня – решение квартирного вопроса. На то время городская власть требовала от предприятий активно расселять коммуналки. Поэтому дом перепрофилировали в жилой и в 1937 году сдали 62 квартиры.

Современные исследователи считают, что некоторые архитектурные элементы здания, например, декор-рустовка, многочисленные карнизы и обрамления проемов, использование пилястра – попытка архитекторов отдать дань любимому неоклассицизму, который был под негласным запретом с сталинские врмена.

Что до самого здания, то квартиры здесь получили сотрудники железной дороги. А на первом этаже размещались магазины. Последнее было обязательным требованием городской власти к жилым домам – трудящиеся должны иметь возможность купить продукты, одежду, сдать вещи в химчистку, не выходя из дома.

В постсоветское время продуктовые магазины на первом этаже дома закрылись. Свои двери открыли бутики, парикмахерские и центр лотереи.

История дома железной дороги: фото. Новости Днепра

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Рекламні блоки дають нам змогу залишатися незалежними ЗМІ, а вам - отримувати найсвіжіші новини під ними. Scroll down!

Приєднуйтесь також до 49000 в Google News. Слідкуйте за останніми новинами! Приєднатися
Популярні новини
logo-bottom
© 2024, всі права захищені 49000.com.ua
Вгору

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: