Днепровский композитор Роман Коваленко раскрыл секреты рекламного аудиобизнеса

23/06/2018 - 14:35

Роман Коваленко более 10 лет сотрудничает с украинскими и международными заказчиками, для которых делает современный качественный саунд. В списке его клиентов представители Украины, Германии, США, Канады. Вот уже год как днепрянин взялся и за собственный альбом, который записывает на личной студии звукозаписи в Днепре. О топах iTunes, особенностях музыкального рынка нашего города, перспективах днепровских музыкантов и музыке как стиле жизни мы пообщались с Романом Коваленко за кружкой прохладного лимонада в разгар июньской жары.

Композитор из Днепра раскрыл карты аудиобизнеса. Новости Днепра

— Роман, я знаю, что ты обучался живописи в столичной художественной академии. Ты делаешь прекрасные современные татуировки тонкой работы. Но нам ты интересен как композитор. Скажи, в какой момент ты понял, что музыкант?

— Музыка всегда была со мной. С пяти лет я хотел быть изобретателем и все время что-то конструировал. Помню, всегда хотелось получить результат. Позже я увлекся компьютерными играми, еще позже начал рисовать и серьезно занялся живописью, окончив художественный колледж. Но игра на гитаре и вокал всегда сопровождали меня. Со временем я понял: мне недостает знаний, таким образом, решил получать музыкальное образование уже будучи взрослым.

Мне было 22 года, когда я поступил на вокал в Днепропетровскую академию музыки имени Глинки. Около трех лет изучал теорию музыки и базовую гармонию. После вынужденного перерыва перепоступил к профессору Скуратовскому профильно — на теорию музыки.

— Почему бросил живопись? Стало скучно?

— Теория музыки стала вызовом для меня. Поначалу это было катастрофически сложно. Первые два года мне казалось, что я совсем ничего не понимаю. Но позже, в результате долгих мучений, пришло ощущение, что для меня органично музыкальное знание. То есть знание приходило не постепенно, а мгновенно, все собралось в какой-то пазл. Только наступил этот момент не сразу, до него случались и ступор, и отчаяние, и мысли все бросить. Это был кошмар, я осваивал основы музыкальной теории и работал, спал тогда часа по три в сутки. Но в таком бешеном ритме сродни одержимости не чувствуешь усталости. Она приходит позже. Мне кажется, здесь важно, чтобы новое стало для тебя естественным. Для этого нужно впускать его в свою жизнь каждый день. Пришел к выводу, что наиболее правильно обучать музыке с детства: ребенок, играючи, постигает то, что для взрослого намного сложнее.

— Что такое современная музыка?

— Отвечу так: музыка сама по себе — это наука, в которой все подчинено творчеству и структурированному хаосу. Отчасти это физика, отчасти математика, отчасти психология и, конечно же, искусство. Еще нужно понимать, что между эстрадно-танцевальной, светской (сюда же отношу поп-музыку), современной академической музыкой и, например, джазом есть большая разница. Это разные миры.

Мне близка классическая музыка. Она сегодня представляет собой площадку для экспериментов: это мышление формой, фактурой, звуковыми кластерами, паттернами и оттенками. Совершенно иное каноническое понимание процессов написания такой музыки.

Современная музыка во многом ассимилировалась с другими видами искусств. В нынешнюю эпоху выхода в Интернет все проникает во все, и за счет этой тенденции музыка часто становится дополняющим другие виды искусств аксессуаром. Но это не преуменьшает, а скорее обогащает ее значение.

— Как современные технологии влияют на музыкальный мир?

— Послушай, нейросеть (AI) сегодня анализирует музыкальные алгоритмы любых композиторов и воспроизводит нечто свое на основе услышанного. Даже джаз, представь себе, и уж тем более простые мелодии, основанные на незамысловатых гармониях. То есть искусственный интеллект может писать музыку на основании анализа существующего музыкального багажа. Но он пока что не в силах придумать нечто новое, поскольку ограничен вариативностью. Композитор способен к изобретательству, иногда просветлению. В этом и состоит разница.

Композитор из Днепра раскрыл карты аудиобизнеса. Новости Днепра

— Какой должна быть музыка?

— В ней должно быть нечто интеллектуальное или эмоциональное — не так важно. Я фанат как логики, так и чувств. Но хоть что-то цеплять должно. Шаблонный алгоритм всегда мертв. Сложные сочетания нестандартных форм интересны.

— Чего больше в твоей музыке?

— Наверное, я смогу судить об этом через несколько лет. Надеюсь, слушатели расскажут раньше. Создавая музыку, иду от характера, отталкиваюсь от неуловимого впечатления. Это некое состояние, атмосфера каждого произведения, ощутив которую, ты знаешь наверняка: что-то произошло, даже если ты пока не понял, что именно. Если музыка — искусство, она никогда не бывает прямолинейна.

— В каком стиле твой альбом, сколько в нем композиций и какие звучат инструменты?

— Я бы определил это как электроакустический импрессионизм, более близкий к электронной, нежели к акустической музыке. В альбоме будет 12 композиций. Часть из них уже записана. Из инструментов всевозможные: струнные инструменты, фортепиано, флейта, тромбон, гобой.

— На каких инструментах играешь сам?

— На клавишах, гитаре и немного на трубе.

— Я знаю, что у тебя есть рабочий мини-синтезатор, который всегда при тебе. Поясни, зачем писать живые инструменты, что сложнее, если можно использовать электронные плагины для создания качественного современного звука?

— Ты права, иногда плагин даже чище звучит. Но никакой сэмплированный звук плагина не сравнится по атмосфере с живым инструментом и атмосферой живой записи. А синтезатор я действительно использую как скетч-бук, записываю туда наброски, темы.

— Кто музыканты, которых ты привлекаешь для записи альбома? Откуда они и на каких условиях вы работаете?

— Все они днепряне. Поскольку проект мой и это не группа, я плачу музыкантам почасово.

— Какова дальнейшая судьба уже готового альбома?

— Я выложу его в сеть. Разумеется, неплохо бы найти лейбл и сотрудничать с ним. Но я за то, чтобы музыка была в доступе в сети, а не продавалась в виде звуковых файлов. Так ее сможет услышать каждый. Для меня в этом и есть уважение к слушателю, к моей потенциальной аудитории.

— Он может попасть в топ, ну скажем, iTunes?

— Конечно, и это предпочтительно. Оплачивая доступ к этому сервису, слушатели получают доступ к любой музыке в нем. У автора есть все шансы быть услышанным.

Композитор из Днепра раскрыл карты аудиобизнеса. Новости Днепра

— На чем тогда зарабатывать?

— На концертах. Это мировой тренд, который прочно вошел в жизнь опять-таки благодаря Интернету и его возможностям.

— Какое количество музыкантов в Днепре также работает над созданием авторского контента?

— Думаю, около сотни. В основном это группы. В Днепре есть и прекрасные джазовые музыканты.

— Как эти ребята популяризируют свою музыку?

— Инструменты всегда те же: радиоротации, сеть, фестивали.

— Для этого нужен менеджер?

— Безусловно. Человек должен заниматься продвижением 24 часа в сутки. Но такого сложно найти, особенно начинающим музыкантам. Тем не менее, отчаиваться не стоит. Нужные люди приходят в нашу жизнь вовремя.

— Ты смог бы писать музыку где-нибудь еще, кроме Днепра?

— Думаю, писать музыку можно находясь где угодно. Написав ее в Днепре, можно с этой музыкой выйти далеко за его границы.

— Чем ты занимаешься в основное рабочее время?

— Пишу музыку. Только коммерческую. Это заказы украинских и зарубежных компаний — разработчиков компьютерных игр, программного обеспечения и съемочных продакшнов.

— Какой контент создаешь для них?

— Музыка для рекламы, социальных роликов, игр соответственно. Так или иначе, это музыка сферы обслуживания. Ее особенностью при создании является необходимость учитывать психологию потребителя.

— Сколько времени в среднем уходит на подобные заказы?

— По-разному: от недели до месяца, в зависимости от уровня сложности и задач продукта.

Композитор из Днепра раскрыл карты аудиобизнеса. Новости Днепра

— Кто заказчики, есть ли постоянные клиенты?

— Украина, Штаты, Канада, Германия.

— Соответствует ли уровень оплаты такого труда днепрянам у иностранного заказчика международным расценкам?

— Если сравнивать доход с европейцами, с учетом заказа того же уровня сложности, то англичанам или немцам за такую же работу платят намного больше. Украинцы в этом смысле милые и недорогие сотрудники, терпеливее иностранцев.

— Как восстанавливаешься после рабочих сетов перед записью альбома?

— Перезагрузка здесь — только сон. Другого рецепта, к сожалению, нет. Так устроена наша нервная система.

— Как быть продуктивным и все же заканчивать начатое?

— Работать больше и быстрее. Скажем, материал, написанный в начале прошлого года, мне приходится менять. Такая разработка материала связана с тем, что со временем меняется вкус, глубина музыкальной эрудиции и актуальность той или иной темы для автора. Написать тему проще, а дописать цельное произведение сложнее. Требуется время, сосредоточенность на проекте, профессионализм. Есть еще одна уловка: вовлекайте других людей в процесс создания. Ответственность перед ними будет вас подстегивать.

— Нужно ли получать образование, чтобы стать музыкантом?

— Читать, собирать информацию, анализировать. Самообразовываться — важно. Разумеется, образовательная база нужна. Менее важно, добыл ты ее сам или получил в классических школах. Разница лишь в том, что в рамках системного подхода это проще довести до финала. Самому намного сложнее находить мотивацию.

— Где вдохновляться?

— Путешествовать. Мы же обрабатываем и творчески выдаем контент, состоящий из полученных из внешней среды впечатлений. Я для насыщения новыми эмоциями и знакомствами бываю в разных городах и странах, общаюсь с разными людьми.

Композитор из Днепра раскрыл карты аудиобизнеса. Новости Днепра

— Кто твои любимые композиторы и джазмены? 

— Скрябин, Бах, Шенберг, Берг, джазисты Чет Бейкер, Билл Эванс, E.S.T. trio, Christian Scott, Robert Glasper. Последнего просто обожаю.

— Какая музыка популярна сегодня?

— Мировой шоу-бизнес сейчас просто взорвали клауд-рэп/мамбл-рэп — новая школа. Это молодежные направления в среде развлекательной музыки, в смысловой основе которых лежат постоянные эксперименты со звуком и простая подача текста, содержание которого может быть довольно абсурдным. При этом видеоряд, как правило, создает эмоционально привлекательную атмосферу. Фишка в том, что картинка манит молодую аудиторию, а текст может состоять из пары повторяющихся слов.

Авторы этих стилей могут себе позволить говорить открыто о чем угодно, даже о том, о чем не принято вслух. Это достаточно качественная музыка, способная воздействовать на слушателей. Но эти стили так или иначе паразитарные, потому что собраны из других, в чем и кроется одна из причин их широкого спроса среди подростков. Здесь сейчас вертятся очень большие деньги, что провоцирует новых исполнителей придумывать свою подачу, вносить свежие идеи в развитие стилей.

— Твой девиз и совет начинающим музыкантам.

— Делай, и путь найдется.

730
23/06/2018 - 14:35 Ольга Смирнова
552
КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ (0):
Оставить комментарий
logo-bottom
© 2018, все права защищены 49000.com.ua
Наверх