Имя Никиты Шаленного известно в мире искусства далеко за пределами не только Днепра, но и Украины. Известность пришла к нему в 2011 году. Он был номинирован на премию Пинчук арт-центра. В 2015 Никита получил приз за лучшую инсталляцию на фестивале ArtVilnius (Литва). В ноябре 2018 на Женевском международном кинофестивале его проект «Мост. VR» попал в номинацию «The International Immersive Works». Известная американская газета New York Times отметила его проект “Мост” как творчество в новом медиа. Большинство днепрян может увидеть его инсталляцию “Лекторий” прямо возле главного корпуса ДНУ. 17 стульев, каждый из которых символизирует успешного выпускника.
Журналист 49000.com.ua отправился в мастерскую Никиты Шаленного, чтобы узнать, как появляются его творения и что он думает о городском пространстве, муралах и культуре Днепра.
Мини-макеты стульев “Лектория” можно найти в мастерской, где работает художник со своей командой. Там же, можно увидеть и самые необычные материалы, которые в будущем станут произведениям искусства. К примеру, огромный кусок секвойи, крупнейшего дерева в мире с диаметром в человеческий рост. Тут же и фотостудия, ведь Никита автор в самых различных жанрах. О его творениях и искусстве в Днепре мы и решили поговорить в эксклюзивном интервью 49000.com.ua.
– Вы работаете в очень разных стилях и форматах – фотографии, инсталляции, живопись . Каким образом вы подбираете технику, чтобы выразить ту или иную идею?
– Когда есть тема, она определяет технику. Я точно знаю, что для определенной задачи нужна конкретная техника или визуальный прием. В первую очередь технику диктует сюжет, художественная часть работы. А к ней уже автоматически подбирается необходимый тип медиа – инсталляция, скульптура, фотография.
– Где вы ищете сюжеты для работ, как они приходят?
– Художники – наблюдатели. Они стараются жить с открытыми глазами, видеть все вокруг. То, что резонирует во мне, попадает в фокус внимания и вызывает рефлексию, то и, возможно, станет будущим проектом, работой.
– У вас огромный опыт работы в архитектуре. Вы учились этой профессии, до сих пор ей занимаетесь. А не пытались соединить вашу творческую деятельность с архитектурой?
– Фактически в каждой работе есть влияние архитектурного видения, мышления. Например, в фотоработах, в композиции угадывается влияние архитектурного мышления. А в инсталляциях однозначно нужно обладать навыками архитектора и при создании, и при вписывании ее в окружение. И наоборот, в работе архитектора, чтобы уйти от утилитарности и простого выполнения задачи заказчика, нужно обладать мышлением художника.
– А что с проектом “Мост”? В одном из интервью вы говорили, что это будет в формате виртуальной реальности.
– У него успешная судьба. Это мультипроект – в нем есть виртуальная реальность, в нем есть сюжет, графические изображения и карты моста – некое направление и путь. Начинается проект с того, что человек надевает очки и двигается по Рыбальскому мосту. Этот мост реально существует в Киеве, но его особенность в том, что на него можно зайти, но попасть на другой берег невозможно – он обрывается. Я его продлил в бесконечность и герой вместе со мной проходит по этому мосту локации, препятствия – сюжет проекта. Проект высоко оценили за рубежом и маркером этого является его присутствие на выставках с достаточно знаковыми художниками, как Пол Маккарти. А New York Times назвала отметила этот проект как искусство в новом медиа.
– Скульптуру “Днепровские волны”, которая находилась возле стадиона “Метеор” разрушили в марте 2019 года. Скульптуру раздробили примерно на сто осколков. В ноябре Никита Шаленный рассказал, что планировалось создать прототип скульптуры. Однако ныне этот проект заморожен. Почему? Подробнее – на видео.
– Среди творческих людей многие жалуются, что Днепр – культурно бедный город. Как вы считаете?
– Безусловно, он бедный. Есть очевидные вещи. У нас нет вузов, которые выпускали бы специалистов. Этим специалистам потом негде работать. И, естественно, это не способствует задерживанию людей здесь. Вместе с тем, есть большое количество людей, которые справляются с этими сложностями и пытаются что-то делать в Днепре. На самом деле, в XXI веке неважно где ты живешь – в Днепре или Павлограде. Ты можешь делать какие-то потрясающие вещи и их оценят по всему миру. Уже нет такой жесткой привязки, как раньше. Можно жить где угодно и иметь контакты в галереях по всему миру.
– Что, по вашему, формирует “лицо города”?
– Это то, с чем ты сталкиваешься. Архитектура, транспорт, места общего скопления людей – вокзал, рынок, площадь. И, конечно, окружающие люди. По архитектуре, я бы сказал, что некоторые моменты страдают. Транспорт тоже, не очень комфортный, не очень friendly. Вокзалы и площади, та же Старомостовая и Вокзальная – это не те места, в которых ты хочешь находиться.
– Ок, а что можно записать в плюс?
– Ну можно записать реконструированные площади, которые есть в городе. На первом месте это, конечно, Екатеринославский бульвар. Он достаточно интересный и привлекательный. Это Менора, постепенно преобразуется улица Баррикадная. Я думаю, что после реконструкции улица Короленко станет приятным местом для горожан и гостей.
Ну, лично я люблю парк Шевченко и архитектуру Дольника, которая там находится. Там рядом Башни, “Амстердам”. Они гармоничны, красивы и со вкусом сделаны.
– А насколько, по-вашему, в городское пространство вписываются муралы?
– Мода на муралы в Украине мне не нравится. Это работы низкого качества с отсутствием сюжета, без идеи, которые я видеть лично не хочу. Фасады зданий на Солнечном изначально были желтые, в их первозданном виде мне приятнее наблюдать, чем картинки без какого-либо сюжета. Это первое. А во-вторых, разрисовывание уже чего-то существующего – это камуфлирование каких-то недостатков. Хорошую архитектуру никто не разрисовывает. А зарисовывают, когда что-то хотят скрыть. Есть люди, которые наносят большое количество татуировок. Это личное дело каждого, но в социальной иерархии это люди, чаще всего низкой культуры. Так же и с муралами. Это некая попытка приукрашения чего-то, но не изменения среды. Это попытка декорирования, которое сделано плохо. Для меня это антиэффект.
– Какая может быть альтернатива муралам?
– Альтернатива – это настоящее граффити. Мурал – это когда я иду в горсовет или облсовет и говорю “Я хочу организовать фестиваль муралов”. Я легально нанимаю строительную компанию и что-то рисую. Совсем другое дело, когда я ночью беру баллончик и рисую какую-то отрывную штуку. Это может быть политическое граффити, какой-то стеб, ирония. Это интересно. У настоящих стрит-артеров есть свой кодекс, свои правила. Например, в Барселоне никто не рисует на зданиях. Можно рисовать на дверях. Или, к примеру, нельзя рисовать на работе другого художника. Они это делают красиво, элегантно. А муралы – это узаконенная порча объекта, вместо того, чтобы их реконструировать или модернизировать объект архитектурным, или дизайнерским способом.
– Как можно и нужно привлекать людей в картинные галереи, на выставки, чтобы заинтересовать искусством?
– Люди и так интересуются. Но прирост вовлекаемых очень низкий. Если в Днепре есть несколько десятков людей, которые посещают выставки, то их примерно такое количество и будет циркулировать. А нужен прирост и ротация этих людей. Привлекать нужно очень простым способом – делать хорошие работы, создавать возможность рекламы на льготных условиях ивентов, которые проходят в городе. Людям, на самом деле, не хочется постоянно сидеть дома и заниматься какими-то бытовыми вещами. Поэтому способа два – хорошие работы и качественное информационное освещение.