49000 Полная версия страницы

Дмитрий Дубилет рассказал про iGov, iBox и I-кота

Уже этой осенью в Украине запустят уникальный сервис – банк без очередей, кассиров и отделений. Создавать его будут бывшие топ-менеджеры Приват-банка, которые целиком сосредоточились на амбициозном проекте. Один из них – Дмитрий Дубилет. Он же – известный IT- волонтер, возглавляющий портал государственных услуг iGov. Он же – советник мэра Днепра, советник председателя Днепропетровской ОГА и советник министра. А еще – топовый блогер, чью страницу в Facebook читают около 90 000 человек. За чашечкой кофе мы расспросили Дмитрия об его IT-проектах, которые почти незаметно, но уверенно меняют наш мир.

– Дмитрий, расскажите простыми словами, что такое iBox?

iBox – это первый в Украине mobile-only банк, который мы запускаем этой осенью. Основная идея такого банка – отсутствие отделений. Чтобы им пользоваться, нужно иметь смартфон. По нашей оценке, смартфонов у украинского населения уже достаточно. Поэтому ниша для создания такого банка, безусловно, есть. И за счет того, что у нас не будет отделений, не будет колоссальной инфраструктуры, которую нужно поддерживать, мы сможем предлагать нашим клиентам самые выгодные условия.

– Что имеется в виду под выгодными условиями?

– В первую очередь, имеется в виду наша платежная карта. На ней можно будет брать кредит, с ней можно будет делать покупки. Условия по кредитному лимиту будут самые выгодные, самые выгодные будут кешбеки (программа лояльности, похожая на «Бонус плюс», в которой бонусные средства будут возвращаться прямо на ваш основной счет – прим. авт.) и многое другое. За счет того, что у нас нет отделений, мы сможем всю энергию и все деньги инвестировать в наше мобильное приложение. Хотим сделать самое крутое мобильное приложение в мире.

– Сколько у вас уже заявок от будущих клиентов?

– По состоянию на сейчас (16.06 – прим. авт.) – 37,5 тысяч.

– Есть какой-то лимит, который вы готовы принять?

– Пока что лимит – это население Украины старше 18 лет. Конечно, есть ограничение по пропускной способности. Ведь мы с нашим банком-партнером планируем организовывать колл-центры, привлекать определенные ресурсы для кредитования. Пока рассчитываем не на все население. Но в далекой перспективе мы надеемся не остаться маленьким банком, а стать популярным сервисом.

– Приватбанк славился тем, что выдавал кредитные карточки всем – от студента до пенсионера. Ваши карточки тоже будут максимально доступны любому украинцу?

– У нас не будет никаких ограничений по выдаче карт. Клиент должен быть резидентом. Есть стандартные ограничения по открытию счетов от госрегулятора. Но не будем углубляться. В основном, мы будем позволять бесплатно открыть карты кому угодно. Другое дело, что в зависимости от профиля клиента, кто-то будет получать больший кредитный лимит, кто-то – меньший.

– Известны ли уже цифры лимитов?

– До 100 тысяч гривен.

– Насколько я понимаю, для работы банка будут использоваться уже существующие терминалы iBox. Сейчас за многие услуги там есть некая комиссия. Для держателей карт iBox она сохранится?

– Общая идея нашего банка заключается в том, что практически за все услуги мы не будем взимать комиссию. Пополнение карт и перевод денег с других карт – без комиссии. Все коммунальные платежи, оплаченные с телефона – без комиссии. Снятие денег и пополнение карты –  с базовой комиссией, но более выгодной, чем в других банках.

– Ваш отец, Александр Дубилет, тоже участвует в проекте iBox?

– Да.

– После неприятного инцидента в «Приватбанке» вы, как человек с европейским образованием, наверняка задумывались о переезде за рубеж. Да и варианты определенно были. Почему, тем не менее, продолжаете жить и работать в Украине, а также развивать столь масштабный проект?

– Откровенно говоря, главный якорь, который держит меня в Украине – это iGov. Потому что семья и бизнес – мобильные вещи. А iGov – это тот проект, который меня страшно вдохновляет, который я начал делать вместе с другими волонтерами. Я просто не могу бросить его на полпути.

С другой стороны, я осознаю, что с нашим финтек проектом, с которым мы стартовали в Украине, уже в следующем году будем выходить на новые рынки. И возможно, в какой-то момент мне придется жить за границей.

– Вы имеете в виду перспективы iBox?

– iBox принадлежит его текущим владельцам. Мы предложили им сервис, которое вместе с ними запускаем осенью. Рассчитываем предлагать эти решения не только банкам в Украине, но и банкам в других странах мира. Когда будет понятно, что приложение рабочее, будем выходить на новые рынки.

– Есть ли уже предложения из других стран?

– Достаточно много. Это русскоязычные страны. Из европейских государств и Америки тоже поступают сигналы о готовности работать от потенциальных партнеров и инвесторов. Это приятно. Но пока мы себя всячески ограничиваем, дабы сконцентрироваться на главном. Ведь, если погнаться за двумя зайцами одновременно, ничего не получится.

– Вернемся к iGov. Когда все административные и государственные услуги будут запущены на нем?

– Мы достигли принципиального согласия с Министерством экономики о том, что они на базе iGov запускают все те услуги, которые должны были по закону запустить уже достаточно давно, но ввиду целого ряда причин никак не могли этого сделать.  Я считаю, что до конца 2018 года все самые массовые админуслуги будут запущены в iGov по всей стране. Но если бы это зависело только от меня и нашей команды, мы бы сделали это до конца этого года.

– Довольны ли вы тем, как сейчас работает iGov?

– Конечно, нет. Сложно быть довольным. Например, взять тот же загранпаспорт. Пропускная способность очень низкая. Сейчас через iGov, например, в Днепропетровской области оформляются 55% id-карточек, 25% загранпаспортов. Остальное – через живую очередь. Глобальная проблема заключается и в том, что спрос сильно превышает предложение. Например, отделений миграционной службы в Украине достаточно мало.

– Стоишь в электронной очереди, потом в обычной… Так, недавно в областном отделении миграционной службы, что на ул. Поля, была ситуация, когда на одно и то же время в электронную очередь записывали сразу 2-3 человек.

Электронная очередь позволяет записаться на выгодное время и не стоять в живой очереди. Но примерно месяц назад у нас были накладки из-за технических сбоев на стыке с миграционной службой. К счастью, уже все отладили. После я о подобных сбоях не слышал.

Внедрять iGov сложно. С одной стороны, есть человеческий фактор – люди не всегда мотивированы. С другой стороны, происходит техническая интеграция с комплексами государственных органов, которые сделаны будто бы где-то между Первой и Второй Мировой войнами. Также сопротивление идет часто со стороны тех госслужащих, которые отвечают за IT и которые могут быть не всегда в восторге от того, что что-то предлагается бесплатно. Им нравится иметь свои бюджеты, разработки и т.д.

Часто так получается, что, выражая недовольство проектом, люди критикуют iGov в целом и тех волонтеров, что им занимается. Но, к сожалению, не все зависит от нас. Мы стараемся, чтобы сбоев было как можно меньше.

– Почему такая странная ситуация с субсидиями? Документы на ее получение можно подать онлайн, а узнавать о решении – только лично.

– В 80% случаев лично являться не нужно. Это зависит от характера конкретного чиновника. Есть те, которые по старинке принципиально выступают за личный прием граждан.

– То есть это зависит от отделения управления соцзащиты?

– Да. Мы с этим боремся. По крайней мере, в рамках Днепропетровской области, мне кажется, мы эту бюрократию почти побороли. Руководство области занимает очень принципиальную позицию в этом вопросе. И кнутом, и пряником стимулируют чиновников, чтобы они не заставляли людей приходить на поклон.

– Какие услуги в iGov сейчас наиболее популярные?

– Самая популярная услуга – запрос в реестр транспорта. На iGov можно написать ФИО или ИНН, и ты получишь информацию о машинах, которые записаны на этого человека. Эту услугу для расследований уже используют и журналисты.

Дальше идут все услуги, связанные с миграционной службой – загранпаспорт, id-карточка, получение id-карточки при достижении 14-летнего возраста, 25 лет. Это и субсидия, и получение помощи при рождении ребенка. Одно время популярной была услуга заказа справки о составе семьи.

– Вы являетесь советником мэра, советником губернатора и советником министра Кабинета министров. Как это помогает внедрять новые сервисы?

– Я – внештатный советник, то есть у меня нет никаких конкретных должностных обязанностей. Это тот статус, который помогает мне общаться с людьми в том же горсовете или облгосадминистрации. Это признание того, что руководитель поддерживает проект iGov.

– С кем легче взаимодействовать: с ОГА или с горсоветом?

– Я бы не хотел сравнивать. Могу только сказать, что с ОГА отношения начались раньше. Когда Филатов еще не был избран. Во многом благодаря обладминистрации проект и удался. Они помогали находить спонсоров для iGov, поддерживали всячески, состыковали нас с Кабмином. Они сделали тот первый рывок, после которого iGov стал знаменитым на всю страну. Дальше стало легче общаться с чиновниками и без их поддержки.

– Планируете ли вы идти в политику?

– В ближайшее время нет. И без того все очень интересно и насыщенно.

– В вашей жизни много проектов. Как вы организовываете свой день, чтобы все успеть?

– Проектов не так и много. Есть Fintech Band, есть iGov. А вообще времени 24 часа. Из них 8 часов уходит на сон. Условно рабочий день занимает, пусть даже, 12 часов. Все равно остается еще 6 часов свободного времени. Поэтому при желании можно успеть все, что угодно. 

– Слышала, что вы очень уважаете такой сервис, как Uber  и даже планировали отказаться от личного транспорта в пользу этого сервиса. Это так?

– В свое время меня очень вдохновила статистика: еще 20 лет назад в США 91% молодых людей имели права, а сейчас – только 70%. Получается, все больше людей понимают, что им не нужна собственная машина, не нужны водительские права, потому что есть такие сервисы, как Uber, Lyft, Gett и прочие. Я для себя пришел к выводу, что в Днепре я машиной пользуюсь, а вот в Киеве мне она уже не нужна.

– В юности вы были немного связаны с журналистикой, работали над проектом Хайвей. Не думаете ли вернуться к этому. Возможно, писать статьи или написать книгу?

У меня есть блог в Фейсбуке. Ему я посвящаю, в среднем, по 20 минут в день. Каждое утро я пытаюсь писать пост в Фейсбук. График почти удается соблюдать. Я считаю, что мой Фейсбук – это прямое следствие того, что в свое время я увлекался журналистикой.

– Интересно, откуда пошло такое увлечение?

– У меня очень литературная семья. Мама была журналистом. Дедушка был преподавателем литературы. С детства в семье были приняты литературные конкурсы. Мы часто писали – так нас воспитывали.

– Раньше вы коллекционировали интересные факты. Сейчас продолжаете?

– У меня есть специальный блокнот в Evernote, в который я записываю все интересные факты.

– Сколько фактов уже в вашей коллекции?

– Около 2000.

– Какой важный совет вы бы дали днепровцам?

– Если пользуетесь государственными услугами, пользуйтесь iGov. А еще заходите на www.ibox.ua и оставьте e-mail, чтобы получить нашу бесплатную карту.

– Будут ли для днепровцев какие-то бонусы?

– Сам продукт будет лучшим на рынке, поэтому сам по себе станет бонусом. Кроме того, первое время спрос будет куда выше, чем предложение. И наша пропускная способность по выдаче карт будет ограничена. А значит, те, кто оставят заявку заранее, уже более в выгодном положении, так как получат карту быстрее других.

Кстати, а где будут карту выдавать?

– Будет приходить наш сотрудник и торжественно вручать ее.

– И это уже в сентябре?

– Осенью. Мы нацеливаемся на сентябрь. Но есть еще много задач, которые мы должны довести до конца, чтобы запуститься.

– Если не секрет, первыми для получения карточки зарегистрировались члены команды?

– Члены команды уже потихоньку начинают картами пользоваться. На днях у нас была первая боевая транзакция. Надеюсь, в августе первые бета-тестеры тоже получат карты. Ну а массово будем выдавать уже осенью.

– Кстати, а у знаменитого кота есть карта?

– К сожалению, Нацбанк не разрешает открывать счета животным. Просто какое-то Средневековье! Как только разрешат, кот тоже получит. А пока мы его в космос отправили.

 

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Exit mobile version