Академический симфонический оркестр, который является флагманом классической музыки, готовится отмечать 80-й юбилей.Оркестр был создан в 1939 году. Через него прошли многие великие музыканты ХХ столетия. Среди них: Давид Ойстрах, Леонид Коган, Мстислав Ростропович и другие. О том, чем Днепропетровская филармония им. Леонида Когана порадует поклонников классической музыки в новом сезоне, нам расскажет директор, заслуженный работник культуры Украины Игорь Хинич.
– Игорь Анатольевич, расскажите, какую программу вы подготовили на юбилей создания симфонического оркестра?
– 24 апреля гостей ждет праздничный концерт под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Наталии Пономарчук и приглашенного гостя – пианиста Вячеслава Грязнова. Состоится выставка фоторабот Даши Орлянской, которая посещает все наши концерты. На празднике нам приятно будет увидеть дам в вечерних платьях и мужчин в смокингах. Преобразится к мероприятию и большой зал. Ведем переговоры с Киевом по поводу арт-выставки известного художника.
Готовится фильм об истории Академического симфонического оркестра. Оркестр входит в пятерку лучших в Украине по своему профессионализму, репертуарной политике и объему репертуара. За эти годы он сыграл практически все ведущие симфонии зарубежной, русской, европейской классики.
– Расскажите про «Общество друзей украинской Филармонии». Для чего оно создано?
– Томас Бруннер вместе с супругой были постоянными гостями филармонии и большими поклонниками классической музыки. У него на родине давно существует проект «Друзья филармонии», стать частью которого могут только австрийцы. На одном из концертов симфонического оркестра он подошел к главному дирижеру Наталии Борисовне и предложил создать такое же «общество друзей» в Днепре. Основная цель – объединить людей, готовых внести свой вклад в поддержку филармонии и классической музыки Днепра. Ведь филармония с хорошим оркестром – важная часть любого развитого общества.
Томас начал приглашать своих близких друзей присоединиться к проекту и поддержать государственное учреждение. Сейчас в обществе состоит около 60 человек из разных сфер деятельности. Ему удалось привлечь даже тех людей, которые ни разу не были на подобных концертах. Придя к нам, гости наслаждаются живой музыкой, а после концерта, обсуждают свои впечатления. Встречи общества на актуальные темы проходят каждый месяц. Составляется бюджет на 5 лет вперед. В октябре прошлого года мы совместно провели первый фестиваль «Австрийская осень». В этом году он будет более масштабным и продлится три дня.
– На какие нужды филармонии участники организации собирают средства?
– В клубе существуют определенные взносы, благодаря которым мы имеем возможность приглашать более именитых солистов со всего мира, оплачивать перелеты и гонорары. Мы создали абонементную систему посещения концертов. Это удобно тем, что известны даты на полгода вперед и можно спланировать свой график под мероприятия.
– Многие жаловались, что в филармонии проходили выставки-продажи. Как справились с последствиями и какие меры были приняты?
– Пять лет назад тут регулярно проходила ярмарка, как в театре оперы и балета. Первое, что я сделал, заняв пост директора, убрал все промышленные выставки. Проводилась только выставка камней, но с 1 января мы от нее отказались.
– Расскажите, что сейчас на месте бывшего бильярдного клуба, с которым у вас были судебные разбирательства?
– Мы прошли два суда, и эти помещения нам вернули. Теперь они находятся в составе филармонии. Мы себя позиционируем как хаб. Там будут проходить лекции, семинары, арт-проекты. Площадка хороша тем, что она автономна и может легко трансформироваться под разные форматы. У нас есть грандиозные идеи на будущее, но пока оставим это в секрете.
– В мае прошлого года вы заявили о планах капитальной реконструкции и о том, что область выделила бюджет. О каких суммах идёт речь и на что будут потрачены деньги?
– Мне нравится, что у председателя Днепропетровского областного совета Глеба Александровича Пригунова есть амбиции сделать из филармонии достойный центр европейского уровня. В 2019 году мы получили деньги на проектную документацию по крыше и фасадам. Проект утвержден Министерством культуры Украины. Средства на проведение реконструкции ожидаем в течение года. Сумма должна составить 30 млн. грн. Капитальный ремонт необходим для обеспечения безопасности людей. Инженерный проект создаем заново, используя современные технологии.
Сейчас уделяется много внимания инклюзиву. Со своей стороны, мы хотим сделать доступным посещения концертов людям с ограниченной мобильностью. Сложность в том, что зал находится на третьем этаже.
По словам архитектора, если не будет задержек с бюджетным финансированием, сроки реконструкции составят до пяти лет. Например, реконструкция Харьковской филармонии длилась больше 10 лет. На время проведения внутренних работ, симфонический оркестр будет выезжать на гастроли.
– Вы заявляли о проведении масштабных музыкальных фестивалей для привлечения широкого круга слушателей. Расскажите, готовятся ли мероприятия под открытым небом?
– Акустика улицы отличается от концертного зала. Для организации фестиваля open air нужны колоссальные вложения, мы их пока позволить себе не можем, необходима партнерская поддержка. Попробуем свои силы с небольшим фестивалем в рамках Дня города. В июне планируется виолончельный фестиваль. К нам приедут европейские музыканты с трехдневной программой.
Заставить слушать классическую музыку нельзя. В свое время, для привлечения молодежи Лондонский симфонический оркестр сделал современные ремейки на свои треки. У нас есть отдельные абонементы для студентов. По подсчетам, каждый концерт приходят около 200 учащихся.
– Чего, на ваш взгляд, не хватает городу, чтобы стать по-настоящему культурной столицей?
– Приезжая к нам, европейцы видят интересный город в различных сферах. Наши музыканты играют не последнюю роль в Европе. Билеты на их концерты стоят 150-200 евро. Но здесь их корни, сюда они приезжают за эмоциями. Наша публика более восприимчива, овации длятся по 10-15 минут. Мы держим курс на Европу. Думаю, что с него не свернем. Я верю, что наша филармония была и останется знаковым местом на музыкальной карте Европы. Для того, чтобы измениться, многого не нужно. Надо начинать с себя. От культуры поведения к культурной столице.