49000 Полная версия страницы

Директор транспортного департамента Днепра: Нельзя все изменить по мановению волшебной палочки

Тема городского транспорта волнует многих жителей Днепра. Почему опаздывают маршрутки? Не повысят ли цены? Когда откроют новый троллейбусный маршрут? Все эти вопросы 49000.com.ua решил задать непосредственно человеку, который отвечает за городской транспорт в Днепре, а именно – начальнику департамента транспорта и транспортной инфраструктуры городского совета Игорю Маковцеву.

– С марта этого года департамент транспорта совместно с Инспекцией по благоустройству начали проверки городских маршрутов. Продолжаются ли они сейчас?

– Проверки не прекращались, это – систематическая работа. Мы регулярно проверяем маршруты. Прежде всего, обращаем внимание на соблюдение графика, так как если этого не происходит, люди вынуждены стоять в очередях и подолгу ждать автобус. Также проверяется техническое состояние автобуса и соблюдение санитарных норм: исправность сидений, цельность лобовых и боковых стекол. Следим и за наличием аптечек и огнетушителей, там должны быть пломбы с датами проверки. Этот вопрос – важная составляющая безопасности пассажиров. Сейчас на 60 маршрутах эти требования выполняются на 100%, а аптечки и огнетушители в порядке во всех автобусах.

– А как ситуация состоит с соблюдением графика? К примеру, недавно, в соцсетях появилось фото огромной очереди прямо в центре Днепра. Почему так произошло?

– В час пик очередь не является показателем. Если человек простоял десять минут в очереди, но если вовремя прибудет автобус большой вместимости, люди смогут спокойно уехать. Тем не менее, мы реагируем на жалобы и мониторим интернет.

Случаем, о котором вы говорите, мы уже занимаемся. Если там какие-то проблемы, будем общаться с перевозчиком. Впрочем, у них есть стабильный ответ – сломался автобус, обещают починить. И на следующий день, когда мы проверяем, действительно график они соблюдают. Есть еще возможность отслеживать соблюдение графика по GPS-трекерам, но это техника, она имеет право ломаться. Некоторые недобросовестные водители могут и умышленно сломать трекер. На починку нужно время. Мы с этим боремся, но это постоянный процесс, поэтому данные по трекерам не отображают картину на 100%. Нужно понимать, что график зависит и от ситуации на дороге.

Касается это как автобусов, так и электротранспорта. Если трамвай, или автобус попал в пробку, они ведь не могут ее перепрыгнуть. Особенно это касается осенне-зимнего периода, когда наибольшее количество ДТП.

Фото – Дмитрий Розмерица

– Водители часто ограничивают количество льготных мест двумя пассажирами, отказывая остальным. По вашим же словам это незаконно. Как вы с этим боретесь, что делать в таких случаях?

– Отказ в льготном проезде – это нарушение прав в таких случаях нужно вызывать полицию, чтобы она это зафиксировала. Со своей стороны мы реагируем на такие случаи, особенно если отказали в проезде участнику боевых действий, или пенсионеру. Сами мы наказать водителя не имеем права, но проводим беседы с перевозчиком.

По каждому факту проводим расследование, вплоть до того, что я собираю заявителя, водителя и перевозчика у себя в кабинете, где мы разбираем ситуацию. Если водитель и правда недобросовестно поступил, то уже перевозчик может лишить его премии, или уволить. Но фиксировать это сложно, ведь непонятно где и какой водитель кому отказал.

– А как обстоит дело с ученическими билетами? Многие жаловались, что водители отказывают в проезде после окончания учебного процесса.

– В соответствующем решении горсовета есть ограничение лишь по выходным и каникулам. Временные рамки в будние дни никто не устанавливал. В школе учебный день действительно заканчивается в 14-15:00, но учащийся может посещать спортивную, или музыкальную школу. Это ведь тоже образование.

Отказ водителей везти ребенка по ученическому билету вечером – чисто человеческий фактор. Такое решение принимает именно водитель, руководствуясь своими представлениями. Эти факты мы фиксируем и пресекаем.

– Со сколькими перевозчиками попрощались по результатам проверок?

– Мы разорвали договор 255 АТП, это 33 и 15 маршруты. Заменили перевозчика на 126, 158 и 39 маршрутах. Нужно еще понимать, что разорвать договор не так просто. Лишь сам юридических процесс занимает полтора месяца. А перевозчик еще может подать в суд.

Тогда процесс затягивается. Мы видим, что он не соблюдает правила, но судье может показать по-другому и он выдает постановление, которое блокирует наши управленческие решения. В итоге, разрыв договора затягивается на 3-4 месяца. Естественно, люди жалуются, что с плохими перевозчиками ничего не делают, но мы ведь должны работать в правовом поле. К сожалению, нельзя по мановению волшебной палочки все изменить.

– После разрыва договора, до конкурса, вы назначаете временного перевозчика. Так произошло на 158 маршруте. Там назначили ООО “Севертранс”, к которому до того были серьезные претензии. Как они работают сейчас? 

– Дело в том, что “Севертранс” как раз обслуживал тот маршрут ранее. Нас действительно не устраивало техническое состояние машин, поэтому мы отдали маршрут второму победителю конкурса – АТП 205. Но они там начали ездить на маршрутках меньшего класса. Если “Севертранс” ездил на Эталонах, то они поставили на маршрут “Спринтеры”. Естественно, такой вариант совсем не подходил. Тут “Севертранс” пошел на диалог: перешел на автобусы большой вместимости и пообещал исправить ситуацию.

Пока на них было лишь три жалобы. Две на невоспитанных водителей, одна – на задержку в графике. По графику мы проверили, но была все та же аргументация – сломался автобус. Сейчас они уже все исправили.

Фото – Дмитрий Розмерица

– Какие критерии вы применяете к перевозчикам на конкурсе?

– Все критерии прописаны в законодательстве. Безусловно, перевозчик должен иметь подвижной состав. При этом неважно, приобрел ли он его в кредит или в лизинг, либо это его личное имущество. Также должна быть база технического и медицинского обслуживания здесь, в Днепре. По новым законам должны соблюдаться и экологические нормы. Кроме того, мы смотрим статистику нарушений по предприятию. По этим критериям выставляются баллы. Соответственно, кто больше набрал – тот и победил. Также есть вторые и третьи по конкурсу. Их можем назначит на маршрут, если победитель нарушает условия договора.

От департамента мы можем вводить и дополнительные критерии, но их должны утвердить на сессии городского совета. Например, есть закон, который обязывает перевозчиков иметь 35-50% автобусов с низким полом, чтобы люди с инвалидностью могли в него спокойно попасть. Троллейбусы мы изначально закупали с этой опцией, соответственно, там уже 100% всех машин будут с низким полом.

Часть требований будет связана с внедрением системы электронной оплаты. У нас есть концепция, как это реализовать, но были сложности с нормативными актами в законодательстве. Мы уже пришли к мнению, в каком виде это будет. К следующему году мы введем такую систему оплаты в электротранспорте, а с 2020 будем внедрять и в автобусах.

– Будет ли повышение тарифов в маршрутках? Многие перевозчики об этом начали говорить, в связи с ростом цен на топливо.

– Они действительно хотят снова повысить тариф, даже принесли расчеты. Но, мы проследили за тенденцией цен на нефть и считаем, что до конца года стоимость топлива стабилизируется. Поэтому пока ничего поднимать не планируем. Если же цены продолжат расти, тогда придется действительно повышать тариф.

– В некоторых городах Украины, к примеру, в Чернигове и Тернополе, из-за отказа власти повышать тариф, перевозчики объявили забастовку. Не грозит ли такая ситуация Днепру?

– Если мы говорим о Тернополе, стоит рассказывать историю до конца. Перевозчики там действительно заблокировали город. Но после этого горсовет принял решение создать коммунальное автобусное предприятие, закупил в лизинг машины и перевозчики потеряли бизнес. Но Днепру такое не грозит, никаких подобных разговоров я не слышал.

– Возможно ли в Днепре создание такого коммунального предприятия? 

– Коммунальное предприятие можно всегда создать, но мы должны понимать, что это дотации из бюджета. Кроме того, КП обязано соблюдать графики отдыха и работы водителей, платить установленную зарплату и все это очень жестко контролируется. А с учетом, кадрового дефицита на электротранспорте, к примеру, в час пик водителей не хватает. Это при условии, что у нас зарплата выше среднего по городу.

У частных перевозчиков это контролируется меньше. Стоит признать, что не все эти правила они соблюдают. К примеру на автобусах должно работать около 3 водителей, а реально в смену выходят полтора (один на полсмены). Соответственно, это снижает затраты перевозчика.

В коммунальном предприятии мы не сможем себе этого позволить. Поэтому есть риск, что оно будет убыточным, ведь тариф тоже должен быть приемлемым. Убытки придется покрывать из бюджета, это дополнительная нагрузка. Плюс, Тернополь приобрел 120 автобусов, а нам нужно полторы тысячи лишь на город. Такая покупка будет тяжела для бюджета. Да и контролировать такое огромное предприятие будет крайне сложно.  У нас не все так плохо, я бы даже сказал мы сохраняем “золотую середину”

На некоторых направлениях у нас действительно проблемы, но мы с этим работаем, заметно улучшение. Есть много городов, где ситуация с транспортом хуже, чем в Днепре. Поэтому здоровая конкуренция также неплохой вариант. Поэтому пока я не вижу смысла в создании автобусного коммунального предприятия.

– Ощутил ли электротранспорт недавнее повышение тарифов?

– Безусловно. Тариф в 1,5 гривны не покрывал никакие затраты, это понятно. Теперь у электротранспорта появилась возможность больше закупать комплектующие, обслуживать транспорт. Раньше это покрывалось из бюджета, соответственно появилось больше денег для крупных проектов. Мы открыли маршрут на ж/м Сокол. Собираемся продлить контактную сеть до улицы Уральской по маршруту № 19 . Последнее вроде бы незначительно – лишь на пару кварталов, но там, преимущественно, высотные жилые дома. Это большое количество людей и они предпочтут доехать эти пару кварталов на троллейбусе, а не на маршрутке.

В следующем году откроется Новый мост и мы сможем вернуть маршрут № 20, вместе с тем начнем накрывать жилмассив Солнечный. Вместе с департаментом благоустройства устанавливаем сеть по улице Курчатова и 15 маршрут будет ездить до вокзала. Также в планах дотянуть сеть до жилмассива Победа-6. В амбициях и планах – троллейбусный маршрут до Приднепровска.

– Как вы считаете, сможет ли электротранспорт в Днепре составить реальную конкуренцию маршруткам? 

– Он уже серьезно конкурирует. Это заметно и по тем направлениям, которые мы открыли. днепряне предпочитают ездить на троллейбусах по центру, на жилмассивы Победа, Парус, до проспекта Поля. Особенно пассажиры ценят троллейбусы летом, ведь там установлены кондиционеры. Это заметно и по оттоку пассажиров, после того, как мы повысили проезд на электротранспорте более, чем в два раза – он составил лишь 10%. При этом, стоит учитывать, что некоторые пассажиры просто стали чаще ходить пешком.

– Ездите ли вы сами на маршрутках? Какое ваше личное впечатление?

– На маршрутках я езжу каждые выходные и действительно заметил значительные улучшения. С другой стороны, у многих этот прогресс более инерционный. К примеру, недавно я инспектировал перевозчика, он вместо закупки новых автобусов, провел капремонт старых. И действительно туда заходишь, как в новую маршрутку: все чисто, отремонтировано, перетянуты сидения. Да, это менее быстрый процесс, но человек также вкладывает немалые деньги.

Фото – Дмитрий Розмерица

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Exit mobile version