Еще летом 2016 года на сайте петиций Днепровского городского совета было зарегистрировано обращение с предложением запустить в Днепре ночной общественный транспорт. Автор петиции — депутат городского совета Дмитрий Хозин, отметил, что Днепр не хуже, чем Львов, Винница, Киев, Москва, Лондон, Прага или Вена. И днепряне, как и жители вышеупомянутых городов, заслуживают комфортно передвигаться в ночное время.
По задумке автора петиции Дмитрия Хозина, работу ночного транспорта в Днепре можно построить по примеру немецкого города Трит: соединить спальные районы с центром города по принципу звездочки. Для этого Хозин предложил, чтобы не только днем, но и ночью работали маршруты №121, 35, 38 (или 64), 23, 67, 87А, 91, 97, 98, 105, 113, 136А, 120.
Аргументируя важность петиции, депутат горсовета Дмитрий Хозин отметил, что маршрутные такси раньше заканчивают работу по простой причине: халатность ведения бизнеса из-за отсутствия реальной конкуренции.
“Честного
конкурса перевозчиков Днепр еще не видел, ведь владельцы маршрутов — депутаты и чиновники. Ночью можно ездить транспорту реже и по графику. Например, 1 раз в полчаса-час. Для этого вполне хватит 1—2 спринтеров на маршруте. Ночью расход топлива ниже, т. к. нет пробок и не работают светофоры. Если днем это в среднем 12 литров на 100 км у спринтера, то ночью вполне может быть 10», — сказано в петиции.
Днепряне поддержали депутата и даже готовы были платить за проезд в ночное время чуть больше — все же дешевле, чем такси.
Петиция набрала более 900 необходимых голосов и была рассмотрена профильной комиссией. Тогда же заместитель мэра Александр Шикуленко заявил, что идею воплотят в жизнь. Предполагалось, что депутаты и чиновники сядут за стол переговоров с перевозчиками, разработают и запустят систему ночного общественного транспорта. Но прошло уже восемь месяцев, а ночных маршруток в Днепре никто так и не увидел. А в связи с ремонтом Нового моста, по которому теперь может ездить только общественный транспорт, проблема стала еще более актуальной.
В официальном ответе на петицию сказано, что для полноценного обслуживания пассажиров города городские автобусные маршруты должны начинать работу в 5:00 и заканчивать в 24:00. Именно такой график движения был утвержден департаментом транспорта Днепровского городского совета. На практике же мы видим совсем другое.
Отслеживать движение маршруток можно с помощью карты общественного транспорта Днепра. На ней с помощью GPS-навигатора отображается местонахождение автобуса в настоящее время. Ради интереса взгляните на карту после 21:00. Вы будете неприятно удивлены. Маршруток онлайн (да и в жизни) будет куда меньше, чем хотелось бы.
На этой же карте указана вся информация о работе маршрута: стоимость проезда, интервал движения, график работы. Но на ней отсутствуют некоторые маршруты, например, №121 (Парус — ул. Владимира Мономаха).
Согласно договору между городским советом и перевозчиками, автобусы должны находиться на маршрутах в конкретное время. Для большей части маршрутов рабочее время — с 5:30 до 23:30. Но это прописывается по каждому маршруту отдельно. Например, маршрут №40 официально работает с 7:00 до 20:00. Если маршрутки нет даже в нерабочее время, вы вправе жаловаться. Но делать это нужно грамотно. Как сообщил Игорь Маковцев, директор департамента транспорта и транспортной инфраструктуры Днепровского городского совета, перевозчик обязан выполнять график движения и плановое задание.
— Если у вас есть достоверная информация, что на маршруте не было автобуса в ранее запланированное время, пожалуйста, сообщайте об этом. Но обязательно подтвердите свои слова фактами: фотографии либо видео с места событий. Только так мы сможем решать проблему с конкретным перевозчиком, — сказал Маковцев.
Отметим, что предложения, обращения и жалобы горожанам нужно приносить в отдел по организации работы с обращениями граждан Днепровского городского совета (кабинет 108) либо про тел. 744-62-94. Также работает горячая линия городского головы: 056-732-12-12, 095-732-12-12. И на всякий случай запишите номер АТП, которое обслуживает ваш маршрут (эта информация есть в салоне маршрутки). У диспетчера можно узнать, когда к вашей остановке подъедет нужный вам транспорт, а также пожаловаться, если водитель маршрутки нарушает утвержденный график.
Решить проблему с передвижением по городу в ночное время суток можно было бы с помощью общественного электротранспорта. Более того, по данным городского совета, с 23 мая 2016 года в ночное время работают трамвайные маршруты №9, 11, 12, 14, 15, 16, 19. Ниже мы приводим полную схему движения указанных трамваев.
Сократить интервал движения и выпустить на улицы ночного города троллейбусы хочет и руководство “Днепроэлектротранса”. Но не все так просто. Как сообщил Игорь Маковцев, предприятие испытывает кадровый голод, и все попытки привлечь людей на работу пока тщетны. Но при этом ночью транспорт ходит регулярно, необходимо лишь знать расписание.
— Чтобы продлить работу электротранспорта до 22—23 часов, нам нужны водители. Сегодня на предприятии работают 450 водителей — это лишь 60% от штатного расписания. Мы постоянно ищем людей, обучаем и поднимаем зарплату. Ученик водителя получает стипендию 1600 гривен в месяц, а зарплата водителя 3-го класса начинается с 7 тысяч гривен. Водитель 1-го класса получает более 9 тысячи гривен, — объяснил чиновник.
Что касается маршруток, то, по словам Маковцева, в городе уже несколько раз проводился эксперимент под названием “ночной транспорт”. Но ни один из них себя не оправдал.
— Что касается маршрутного транспорта, то здесь все регулирует экономика. Мы не дотируем перевозчиков, а работать в убыток никто не будет. Все расходы покрываются за счет самого перевозчика, поэтому пускать на маршрут автобус, который приходит пустым, никто не будет. Если водитель за ночь перевозит 10 человек, но при этом сжигает топлива на 1500 гривен, то о какой рентабельности может идти речь? И здесь дело не в монополии таксистов, а в потребности горожан, — говорит Игорь Маковцев.
В общем, в ближайшее время ждать на остановке маршрутку либо троллейбус ночью не стоит. Вы быстрее успеете дойти домой пешком, чем дождетесь ночного общественного транспорта. Ведь чиновники, которые принимают решения о его запуске, в маршрутках и троллейбусах не ездят. Им наши проблемы не понять.