Не так давно Днепр стоял на ушах из-за пропажи девочки Алисы, которую искали всем городом. Мы писали, что 25 января город облетел пост с просьбой помочь найти одиннадцатилетнюю Алису Решеткову в синем пуховике, которая около 17:00 вышла из 21-й школы в районе Староказацкой улицы и пропала.
Наравне с профессионалами и полицией девочку вызвались искать также 300 волонтеров и неравнодушных горожан. К счастью, девочка нашлась, а заместитель начальника управления Национальной полиции Сергей Манза отметил, что поиски были успешными только благодаря тому, что в них принимала участие общественность.
Депутат горсовета Артем Хмельников считает, что в городе есть небезразличные люди, которые готовы помогать и действовать, но на профессиональном уровне процесс никто не координирует. Он выступил с инициативой создать новую службу, которая будет заниматься такими вопросами. В данный момент инициатива находится в статусе проекта решения. Но вопрос планируют поднять на ближайшей сессии горсовета.
Какими будут обязанности новой службы?
По словам Артема, в случае с пропавшей Алисой никто из существующих спасательных служб не взял на себя ответственность за поиски ребенка: полиция решила, что это обязанности ГСЧС. ГСЧС, в свою очередь, решила, что это обязана делать полиция. Чтобы избежать подобного в будущем, депутат предлагает создать аварийно-спасательную службу, которая подчинится непосредственно горсовету и городскому голове. Она и будет нести ответственность за все процессы, общаться с ГСЧС, полицией и волонтерами, чтобы координировать их действия в процессе поисково-спасательных работ.
Сколько человек будет работать в службе? Как их будут отбирать на работу?
Предполагается, что служба будет состоять из 5—7 человек. Возможно, к этой работе привлекут тех, кто прошел службу в АТО. Таким образом, будет решаться также вопрос дальнейшего трудоустройства солдат. Претендентов будут отбирать по определенным критериям, которые пропишут позже, исходя из опыта других стран. Далее они пройдут специальную подготовку. Главное, по мнению Артема, чтобы это были “люди поля”, а не чиновники.
Сколько это будет стоить налогоплательщикам?
По предварительным подсчетам, на программу заложен бюджет от 600 тысяч до 1 миллиона гривен в год. В основном эта сумма просчитана на зарплаты сотрудникам и административные нужды. Остается открытым вопрос, как именно будет функционировать служба: отдельно или в составе другой структуры. Например, департамента общественного порядка или муниципальной полиции. Сам Артем Хмельников считает, что эффективной работа аварийно-спасательной службы будет только в виде коммунального предприятия. При этом условии необходимо будет внести изменения в бюджет города.
Чем будет заниматься служба, если никого не нужно спасать и искать?
Артем Хмельников отметил, что раньше в городе существовала подобная служба. Но после того как большинство обязанностей по спасению возложили на ГСЧС, необходимость в ней отпала. Он рассказал, что аварийно-спасательная служба будет не дублировать работу спасателей, а только координировать действия остальных служб под эгидой городской власти. По его словам, в перерыве между чрезвычайными ситуациями, служба тоже будет работать. Например, координировать действия людей в случае падения дерева, организовывать поведение в заторах на дорогах, устанавливать пункты обогрева, патрулировать пляжи. Заметим, что все эти функции уже выполняют полиция и ГСЧС.
На модель какой страны будет ориентироваться служба?
Скорее всего, создавая аварийно-спасательную службу, будут ориентироваться на американскую систему. Там и ГСЧС, и полиция подчиняются местной власти, а не центральной, как у нас.