В Днепре продолжается голосование за проекты второго этапа нового проекта «Общественный проект» или «Бюджет участия». Тем временем, многие победители первого этапа начинают беспокоиться: «когда же будут выполнены проекты?». С этим и другими вопросами мы обратились к директору департамента инновационного развития горсовета Днепра Юлии Павлюк.
«По первому этапу «Бюджета участия» на сегодняшний день заключены договора по нескольким проектам, которые сейчас уже ждут финансирования. (с полным перечнем победителей можно ознакомиться здесь). К сожалению, пока не реализован ни один проект. Со дня на день ждем. Как только пойдет финансирование из финдепартамента на главных распорядителей, сразу увидим первые результаты. “Почему так долго?”, – переживают авторы проектов. На самом деле, мешкают главные распорядители не потому, что бездействуют. С 1 июля они получили реальные плановые ассигнования в своих годовых бюджетах. На июньской сессии, после определения победителей Бюджета участия, пошли изменения в городской бюджет. 16 миллионов были распределены на главных распорядителей по направлению деятельности. И вот только после этого они (департаменты) смогли что-то планировать – например описывать технические характеристики по закупкам, готовить проектную документацию и всё прочее для реализации проектов-победителей.
Чиновники получили на руки пилотную программу, да еще и все нюансы в проектах надо согласовывать с авторами – вплоть до технических характеристик и того, как авторы видят конечный результат. По некоторым проектам это длилось очень долго, больше месяца.
Недавно общалась с самым старшим нашим автором – Рыкун Ольгой Трофимовной, которая предлагала расписать росписью желтые «немецкие» домики в Чечеловском районе. Главный распорядитель очень долго согласовывал проект с этим автором. Плюс достаточно объёмные работы для реализации проекта – надо провести капитальный ремонт фасада, покрасить фасад, перед этим заказать проект, который должен пройти экспертизу. И только после прохождения экспертизы, утверждается проект исполкомом городского совета, а уже после проведут торги на Prozorro на сами работы. Это еще две недели. И вот так во многих случаях, а авторы не понимают «почему все так долго». Да, к сожалению, у нас такое законодательство с большим количеством бюрократических проволочек.
Даже те проекты, которые были легки в исполнении, как например “купить рояль или пуанты для балерин”, уже прошли закупки, договора на поставку заключили, но ждут финансирования за поставленный товар. Надеемся, что до конца года все проекты будут выполнены».
Еще один важный вопрос, который беспокоит участников проекта – это возможные фальсификации в голосовании, накрутка голосов – особенно через бумажное голосование. На это Юлия Павлюк ответила следующее:
«У нас есть активисты, которые выступают против бумажного голосования. Но не дав возможность голосовать в бумажном виде, мы бы дискриминировали тех жителей города, которые хотят, но не могут проголосовать с помощью BanкID. Кстати сейчас мы имеем проблему с электронным голосованием, которое связано с проблемами в работе BanкID Приват-Банка. Когда у нас началось бумажное голосование, то изначально планировалось использовать только 2 ЦНАПа. Посыпались жалобы, что этого очень мало, и все желающие не смогут проголосовать. Тогда обратились в управление культуры департамента гуманитарной политики горсовета. Нам предложили выбрать в виде мест для голосования библиотеки, график работы которых вполне удовлетворял потребности бюджета участия. Количество мест для голосования возросло до 36.
Как показывает практика, в бумажном виде во втором этапе пока всего 283 голоса на более чем 10 тыс. голосов. В первом этапе 64% – это было электронное голосование. Критиковать бумажный вариант могут все. У нас реально были случаи, когда приходилось выезжать и защищать библиотекарей от тех, кто заставлял их совершать неправомерные действия. Были такие общественники, которые привозили пачку бюллетеней и требовали, чтобы у них приняли их, угрожая судами. Пытались, но безуспешно. Плюс к этому: проголосовать в библиотеке и сразу выйти и проголосовать на сайте тоже не получится. Ваш голос вносится в систему вместе с паспортными данными, и система блокирует такое».
А вот в будущем году «Бюджет участия получит несколько другой формат:
«Проекты второго этапа будут уже реализованы в следующем году. Со следующего года программа будет проходить в один этап. В два этапа бюджет участия будет только в 2017 году. Причем проекты победившие во втором этапе этого года будут реализовываться на протяжении всего 2018 года. Проекты победители 2018 года будут реализовываться в 2019 году и так далее. Это путь всех европейских городов и всех успешных примеров украинских городов.
То, что в будущем году нас ждет всего один этап — это более правильный и эффективный подход. Останется время для качественной рекламной кампании самого «Бюджета участия». Если в первом этапе у нас было меньше месяца на рекламу и очень мало людей узнали о программе, то в 2018 будет реклама длиной в 2-3 месяца.
На втором этапе, кстати, количество проектов меньше. Но суммы по проектам выше, и общая сумма по всем проектам больше. На первом этапе – 84 миллиона, на втором – 125 миллионов. Из-за летнего отпускного периода мы потеряли многих авторов и самих проектов стало значительно меньше. Плюс очень тяжело было собрать экспертный совет – мы не могли собрать кворум. При рассмотрении проектов у нас было проведено два заседания экспертной комиссии. Именно по решениям комиссии утвержден перечень из 209 проектов, которые были допущены к голосованию. Всего среди допущенных на голосование – 83 крупных проектов на общую сумму более 64 млн. грн. и 126 малых на сумму более 22 млн. грн.
Но в идеале должно быть так: рекламная кампания 3 месяца, 1,5 месяца на подачу проектов, до конца июня рассматриваем проекты, выставляем на 2 месяца на голосование и к концу лета есть результат. В сентябре у распорядителей есть планы с учетом всех проектов победителей, что позволит качественно спланировать бюджет на реализацию проектов в следующем году. И уже к началу следующего бюджетного года можно начинать реализовывать проекты.
На следующий год подали бюджетный запрос на 16 млн грн. для программы. Возможность увеличения суммы будет зависеть только от депутатов, но конечно, хотелось бы больше, учитывая сумму, которая нужна для реализации всех проектов.
В этом году по большим проектам будет всего 8-9 победителей, учитывая, что в большинстве случаев сумма была близка к миллиону гривен. По малым сказать сложно. По сферам – потребности населения не меняются. И в первом и во втором этапе это сферы образования, спорта, благоустройства и инфраструктуры. Разве что стало меньше проектов в сфере культуры, которая лидировала в первом этапе.
По проценту участия населения в голосовании Днепр лидер. В Киеве и Львове это были 1,5-2%, а у нас почти 4% населения! В Днепре люди заинтересовались».
В конце нашего интервью Юлия Павлюк поделилась рекомендациями для «успешности» проекта:
«Авторам, что сейчас участвуют, рекомендую активно агитировать за свои проекты. Как показала практика первого этапа те, кто умел себя рекламировать – тот и победил. Проект-победитель «Рояль для малого Моцарта» – казалось бы кому интересно купить рояль для нескольких пианистов? Ведь тот же скейт-парк наверняка востребован для большего количества людей. Но авторы собрали голоса: родители ездили с детьми из музыкальной школы по всем школам, клубам, выступали на улицах.
Тем, кто готовится стать участником, желаю подходить более профессионально к подготовке самого проекта. Готовить качественно смету, обращаться в исполнительные органы горсовета, которые позже будут выполнять ваш проект, чтобы проконсультироваться. Это поможет сразу определить: сможем ли мы выполнить проект, есть ли у нас полномочия, хватит ли на это бюджета? Наконец, по результатам первого этапа, мы подготовили некоторые изменения в положение о бюджете участия, но пока не вынесли на голосование. Хотелось бы проанализировать все проблемы в подаче проектов, экспертной оценке, голосовании за проекты и реализации и все это учесть».
Впрочем, идеи чиновников могут так и остаться на бумаге, а сам проект может оказаться под угрозой срыва. Согласно новому решению, которое вынесли и проголосовали на последней сессии городского совета, теперь «Бюджетом участия» будет заниматься недавно созданный департамент по вопросам энергоэффективных технологий и инициатив. А у него на данный момент нет ни опыта работы с подобными проектами, ни подходящих кадров.
Интервью записал Егор Мороз