Если вы хотите открыть свой бизнес, но не знаете, с чего начать, не имеете оригинальных идей для старт-апа или желания рисковать, можно воспользоваться франшизой. Это право использования торговой марки и открытие филиала на условиях компании.
Владелец бизнеса (франчайзер) вместе с правом использовать бренд дает партнеру механизм ведения бизнеса, все наработки и диктует условия работы. Франчайзи – тот, кто приобретает франшизу – платит за это вступительный взнос и периодические отчисления с прибыли.
У бизнеса по франшизе есть свои достоинства и недостатки. Попробуем в них разобраться.
Плюсы франшизы
- Это готовый бизнес под ключ
- Экономия на маркетинге
- Небольшие вложения на старте
- Профессиональная подготовка персонала
- Консультации по ведению бизнеса
- Возможность получения кредита
Бизнес под ключ
Бизнес по франшизе полностью готов к работе. Он является успешным, что позволяет франчайзерупродавать права на него франчайзи. Известное имя практически гарантирует легкий выход на рынок и минимизирует риски, ведь бренд раскручен и пользуется доверием потребителей.
Экономия на маркетинге
Франчайзи нет необходимости заботиться о рекламных кампаниях. Во вступительный взнос, который делается при покупке франшизы, входят затраты на раскрутку. Реклама касается всего бренда целиком и разрабатывается в головном офисе. Франчайзер предоставляет также все технологии и материалы для изготовления рекламной продукции и атрибутики компании.
Небольшие вложения на старте
Размер вложений на старте бизнеса по франшизе зависит от имени компании-франчайзера и условий договора. В любом случае это фиксированная сумма, которая закреплена документально. Если при открытии собственного дела весьма вероятны дополнительные вложения, то в данном случае от неожиданных новых трат франчайзи избавлен.
Профессиональная подготовка персонала
Приобретение франшизы избавляет также от необходимости тратить время на обучение сотрудников. Все знания предоставляет франчайзер, организовывая курсы повышения квалификации и проводя дистанционные консультации в режиме онлайн.
Консультации по ведению бизнеса
Франчайзеры не меньше франчайзи заинтересованы в успехе своего бизнеса. Помимо обучения персонала, специалисты компании оказывают поддержку по всему комплексу работ. Ведение документации, организация поставок и сбыта, обслуживание и продвижение – все это происходит под контролем и при помощи франчайзера.
Возможность получения кредита
Принадлежность к «семье» известного бренда – хорошее подспорье при получении кредита. В глазах банка франчайзи – очень надежный клиент. А франчайзер еще и может стать гарантом по кредиту для франчайзи.
Минусы бизнеса по франшизе
- Зависимость от владельца франшизы
- Финансовые обязательства
- Ограниченный список поставщиков
- Условие о неконкуренции
- Одностороннее расторжение договора
Зависимость вашего бизнеса от владельца франшизы
Бизнес по франшизе подразумевает очень жесткие требования со стороны франчайзера. Он не только предоставляет помощь и поддержку, но и ставит деятельность франчайзи в жесткие рамки.Владелец бизнеса определяет стратегию его развития – это вполне естественно, ведь он как никто другой заинтересован в росте своего благосостояния. Если бизнес попадает в кризис, вместе с франчайзером убытки терпят и франчайзи. И наоборот, при успехе в выигрыше остаются все.
Финансовые обязательства
- Вступительный взнос
За определенную сумму франчайзи получает право открыть филиал компании франчайзера. В эту сумму входит также организационная и консультационная помощь
- Инвестиции в развитие и рекламу
Эта сумма может быть включена во вступительный взнос. Франчайзер оборудует офис или торговую точку, проводит рекламную кампанию в регионе.
- Роялти
Это процент прибыли, который франчайзи обязан перечислять франчайзеру. Его размер определяется в договоре. Как правило, составляет от 1 до 5 процентов, но может достигать и 8-10 процентов.
Ограниченный список поставщиков
Условия предоставления франшизы таковы, что франчайзер диктует, с каким партнерами должен работать франчайзи. Весь бизнес торговой марки должен строиться по одинаковым стандартам, поэтому и поставщики товаров или услуг не должны отличаться. Исключением не может быть даже более низкая стоимость товаров, предлагаемых другими поставщиками. Здесь кроется риск высоких расходов.
Условие о неконкуренции
Как правило, франчайзи не имеет права использовать на стороне наработки, полученные во время ведения бизнеса по франшизе. Это правило остается в силе даже после истечения срока действия договора. Часто франчайзер включает в него пункт о запрете открывать затем конкурирующую фирму в той же отрасли.
Одностороннее расторжение договора
Если франчайзер посчитает, что договор со стороны франчайзи выполняется некорректно или наносится ущерб репутации всего бренда, он может разорвать соглашение в одностороннем порядке. Также несоблюдение договора или необеспечение нужного уровня сервиса чревато большими штрафами. Франчайзи должен иметь хороших знакомых юристов, которые смогут помочь при составлении договора, а в случае необходимости и отстоять права в конфликтных ситуациях.