49000 Полная версия страницы

Аниматор из Днепра Никита Лыськов рассказал о Печнике и культурной тусовке

Для туристов Днепр – это набережная, Южмаш, самый высокий флаг Украины, Менора и другие знаменательные места города, которые обычно показывают приезжим. Однако те, кто здесь живут знают и обратную, менее привлекательную сторону Днепра. Неубранный мусор, стены обрисованные рекламой “Печника”, антисоциальные элементы в подворотнях и убитые маршрутки, которые все еще слишком часто встречаются на улицах города, несмотря на “транспортную революцию”, которую затеяла мэрия.

Все это, несмотря ни на что, также является частью лица города. Именно в этом облике и представил родной город мультипликатор Никита Лыськов. Его анимация “Любовь” вызвал восторг даже за границей. В ней все вышеперечисленное показано в гротескной и смешной форме. Анимацию высоко оценили на немецком фестивале  в Лейпциге, она получила Гран-при фестиваля анимации Turku Animated Film Festival (TAFF) в Финляндии и “Анимафесте” в хорватском Загребе. 49000.com.ua поговорил с Никитой и узнал, почему он решил рассказать за границей о Печнике и кто его вдохновляет создавать его анимации.

– Ваша анимация “Любовь” показывает Днепр в совсем неприглядном свете. Однако при этом выглядит весьма непринужденно.  Как вы пришли к идеи создания такого мультфильма?

– Это далеко не первый мой фильм. У меня, например есть анимация “Я купил велосипед”. В ней я экспериментировал, смеялся над нашей, не очень веселой действительностью. Черный юмор людям понравился. И еще в одном фильме “The End”, который, в общем-то ничего общего не имеет с реальностью, я добавил момент, в котором персонаж идет с пакетиком “АТБ”. Всем это очень понравилось, зрители смеялись. И я заметил, что им нравится угадывать реальность в фильме. Это очень смешно. И после этого, я в “Любви” добавил как можно больше таких элементов – записывал музыку на улицах города, звук светофоров, например. Добавил граффити на стенах, характерные для Днепра. Например, есть такой граффитчик, если его можно так назвать, “Печник”. Люди из Киева, Львова, других городов думали, что это зашифрованная реклама наркотиков. Но мы покопались, позвонили ему и выяснилось, что он действительно работяга, предлагал нам газ провести. То есть это действительно печник, который настолько упоролся, что обрисовал своими граффити весь город. Я так понимаю, что в Украине штраф небольшой – он его платит и продолжает дальше.

– Когда смотришь “Любовь”, четко узнаешь Днепр. Это видно, все детали буквально кричат об этом. А как воспринимали этот мультфильм за границей? Ведь для них это совершенно непривычная реальность.

– У меня фильм получился в жанре “анимадок”. Я сам не знал об этом, но оказалось, что существует такой жанр. В нем демонстрируется субъективная реальность. И вот один из призов мы получили на немецком  фестивале документального кино в Лейпциге. И туда приходят люди, которые хотят увидеть жизнь в другой стране, в другом городе с субъективной точки зрения. Есть моменты, над которыми люди смеются. Но есть детали, которые они не понимают, но для них это какая-то экзотичность. Им становится любопытно, примерно они понимают посыл, но конкретно не знают. К примеру, когда у Ленина вырастает голова Шевченко. И им от этого становилось все более интересно. Я им объяснял, что Печник – это украински banksy (граффитчик, который анонимно рисуют на стенах, – прим. авт.).  Но при этом они говорят, что у них те же проблемы. Особенно в Польше, Финляндии ребята хорошо понимали мой юмор.

Кадр из мультфильма “The End”

 – В одном из интервью вы говорили, что увлеклись анимацией очень давно, еще в детстве рисовали на углу тетради. В массовом сознании мультфильмы – это все-таки что-то детское. Как вы пришли к анимации для взрослых? 

– Как появился скоростной интернет в 2000-х, на различных торрент-сайтах я начал скачивать анимацию 60-х годов, венгерскую, эстонскую. Я начал находить такие фильмы, которых у нас никогда не показывали. В то же время стал популярным японский аниматор Хаяо Миядзаки с полнометражными аниме. Вроде детские, в тоже время и взрослые. Плюс, очень красиво нарисованные, я как художник это оценил.

 – А вы себя идентифицируете именно как художник? Учились ли этому самостоятельно или получали профильное образование? 

– Я в Днепре заканчивал художественное училище. Пять лет отучился, рисовал маслом. Потом, правда, не понял к чему это все было. В 2000-х никому это не нужно было. Потом в Киеве закончил институт имени Карпенко-Карого, там режиссура анимационного кино. Там у нас были преподаватели, которые работали на “Укранимафильме” – они рисовали, например “Остров сокровищ”, “Капитан Врунгель”. Это ведь тоже работы и для детей, и для взрослых. Очень интересные и своеобразные люди. Они говорили: “рисуйте свое, раскрывайте свою индивидуальность”.

– Вы продолжаете рисовать маслом, или все же ваше творчество – 100% анимация?

– Я использую свои навыки, когда рисую наброски. Например, на улице я постоянно сижу, рисую шаржи, ищу типажи.

 – То есть прототипы для ваших мультфильмов вы ищете на улице?

– Да, я постоянно наблюдаю за людьми, за городом, делаю наброски – в кафе, в парке, в метро.

– Какой самый необычный типаж вам удалось найти в Днепре?

– Больше всего запомнился дедушка, который никогда не ходит. Он постоянно бегает. Одет как бомж, маленький. Очень странный персонаж с бородой. И бегает постоянно по разделительной полосе на дороге. Увидеть такого ночью, наверное, очень шокирует.

– А вы общались когда-то со своими типажами. Влияло ли это на ваше восприятие, и, впоследстии, на изображение их в ваших работах?

-Да, это интересно. Наверное, я бы с этим дедушкой не рискнул бы общаться. В принципе, я очень люблю пообщаться с людьми, узнать их истории. Вот, например, у меня был знакомый, он родом из маленького города и там он продавал наркотики. Встречаемся мы через пару лет, я спрашиваю его о делах. И он заявляет, что стал полицейским. Говорит, что так больше зарабатывает, ему так выгоднее. Эту историю я отобразил в своей анимации. Там есть момент, когда проезжает полицейская машина мимо гопников и из окна выглядывает такой же гопник.

– Ваше творчество приносит деньги или приходится искать другой источник дохода?

– Ну, например, фильм “Любовь” финансировало Госкино. Оно выделило деньги на несколько короткометражек. Мой фильм как-то туда попал. Там был бюджет, я получал зарплату. Анимация никогда не приносит денег, но это творчество. Оно приносит удовольствие. Если тебя не прет, то ты не будешь этим заниматься. Это делают такие фанатичные люди, которым нравится сам процесс. Я разделяю коммерцию и творчество. Коммерция приносит хорошие деньги. Это реклама, компьютерные игры, раскадровки для фильмов.

– Хотели бы вы участвовать в создании фильма с элементами анимации, что достаточно распространено сейчас?

– Да, почему нет. Это интересно, я делал анимацию для одного малоизвестного, правда, фильма, где у персонажа то ли галлюцинации, то ли он пьян.

– В одном из интервью вы говорили неком бескультурье Днепра. В последнее время и государство, и город прилагают усилия, чтобы это изменить. Вы как творческий человек замечаете ли какой-то прогресс в этом вопросе?

– Мы надеемся, что в Днепре откроется культурный центр. Это реальный проект, который поддерживается европейцами. У нас есть организация “Культура Медиальная”, они каждый год проводят фестиваль “Конструкция”. Они наладили контакты с фондами, грантовыми организациями в Европе и я надеюсь, что у них все получится – там будут художники, музыканты, актеры.

– Один из днепровских актеров говорил, что в последнее время в Днепре появилась некая “культурная тусовка”. По вашему мнению, так ли это? Что нужно, чтобы она развивалась?

– Я знаю, что в Харькове такая тусовка формируется из выпускников культурных учреждений. Они обмениваются мыслями с другими людьми, формируется какая-то дискуссия. У нас этого все-таки мало.

– То есть вы считаете, что для формирования культурной среды более важную роль играет академическое образование?

– Академическое образование – это уже советское понятие. Просто люди должны приходить, им нужно показывать какие-то фильмы, давать навыки. Реформа образования предполагает индивидуальный подход, когда я учился такого не было. Нужно, чтобы люди поступали-выпускались. Таким образом формируется такая среда.

 

 

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Exit mobile version