Недавно патрульная полиция отметила год с момента начала своей работы в Днепре. Начальник управления Владимир Богонис дал по этому поводу пресс-конференцию, где рассказал о проблемах и достижениях за этот период. Мы уже писали о том, сколько машин разбили полицейские и сколько людей покинули их ряды. Но некоторые вопросы по поводу итогов работы полиции у нас еще остались.
На этот раз редакция сайта 49000.com.ua решила обратиться уже не к правоохранительным органам, а к людям, которые занимаются непосредственно правами водителей на дороге. Мы пообщались с днепровским правозащитником, участником общественной организации “ЗОВ” Александром Слободенюком.
— Александр, почему и когда вы начали заниматься общественной деятельностью?
— Начал заниматься общественной деятельностью около 7 лет назад. “ЗОВ” был чем-то вроде клуба по интересам, в то время тяжело было бороться с беспорядками гаишников в одиночку. Объединили усилия, и начало что-то получаться. Потом борьба с гаишниками перешла в нечто большее — парковки, дороги, коммунальщики. Общественная деятельность засасывает.
— Что считаете своим главным достижением? Сейчас большинство людей получает информацию из социальных сетей, какова их роль для вас?
— Пожалуй, то, что кому-то наши советы и рекомендации приносят реальную пользу. Мы занимаемся прежде всего просветительской деятельностью, а социальные сети выполняют роль проводников. Например, я написал о том, что не надо платить за нелегальные парковки, и 10 человек, прочитав это, уже смогут отстоять свои права.
— Новая патрульная полиция обещала заняться вопросом нелегальных парковок, но не занялась. Как вы считаете, почему?
— Контроль парковок на самом деле не в компетенции патрульной полиции. Они обязаны реагировать, только если вас обязали заплатить и вы обратились к ним с жалобой. По логике, такие вопросы могут классифицировать, как мошенничество, но я не слышал, чтобы у нас так приняли хоть одно дело по оплате парковок. В лучшем случае парковщика привозят в РОВД и читают ему лекцию о том, что так делать нельзя, после чего парковщик отправляется обратно на работу. Потому мероприятие это бесполезное. Лучше, чтобы люди знали и просто не платили, чего мы с ЗОВом и добиваемся.
— Есть еще одна спорная тема, которую вы активно освещали у себя в социальных сетях, — мигалки. Если не ошибаюсь, в последнем посте речь шла о том, что вы, наконец-то, получили ответ на свой информационный запрос по этому поводу. В чем заключается проблема?
— Да, я получил ответ на свой энный информационный вопрос спустя полгода. Проблема в том, что полиция, которая включает мигалку по поводу и без, ввела людей в заблуждение. Она приучила нас, что синяя мигалка ничего не значит. В результате и скорую уже не пропускают.
Я начал заниматься этим вопросом, в результате выяснил, что нет никакого приказа, который обязывал бы ездить с мигалками. В ПДД написано, что полицейские имеют право включать их только в случае выполнения неотложного задания. Но в письме, которое я получил, этот нюанс упускается. Это, может быть, красиво, правильно, но просто так включать мигалки — незаконно. В связи с этим произошла масса ДТП не только у нас в городе, но и по всей стране.
Теперь, даже когда полиция действительно едет на вызов, люди их не пропускают. Считаю, что сначала должны быть внесены изменения в законодательство, а потом уже повсеместная езда с мигалками.
— А почему ответы на информационные запросы пришлось ждать так долго?
— По закону о публичном доступе к информации, мне на запрос обязаны ответить в течение 5 дней. Но его начинают пересылать из управления в управление, и в какой-то момент он теряется. Или я задаю вопрос, образно говоря, о помидорах, а мне отвечают про огурцы.
В такой ситуации я должен обращаться в суд и платить за судебный сбор личные деньги. В итоге я выигрываю, суд обязывает полицию дать правильный ответ, они соглашаются и снова отвечают, но уже о буряках. Таким образом дела затягиваются на годы и любая инициатива тонет в бесконечных документах.
— У вас также был пост о комбате, которого поймали пьяным при выполнении обязанностей. Какие меры, по-вашему, нужно применять по отношению к таким сотрудникам, чтобы вопрос решался эффективно? Действительно стоит всех увольнять?
— А как по-другому? Когда командир батальона, у которого в подчинении 200 человек, приходит пьяный на работу, штрафом здесь не обойтись. Конечно, должна быть градация по сложности инцидента, но простых патрульных за подобные вещи выгоняли массово. А комбатов просто понижают, оставляя возможность дальше работать в системе.
— Патрульной полиции в Днепре 1 год. Вы довольны результатами работы? Какие рекомендации могли бы им дать?
— Сложно говорить об изменениях, когда новой полицией по-прежнему управляют люди старого режима. Кроме того, явно существует пробел в вопросе общения. Я не увидел позитивных изменений в этом плане. Рекомендации в такой ситуации давать сложно. Они все еще оценивают свою работу по выполненном плану, а не по полученному результату. Например, по количеству выписанных постановлений. А на дорогах в это время происходит тот же бардак. Стоит провести оценку эффективности. Поменять подход, для начала смотреть на реальность, а потом воздействовать на постановления.
Также существует проблема с защищенностью сотрудников, самих патрульных. Они сейчас довольно бесправные люди: им не дают отпуск, не отпускают на обучение в рабочее время. Сотрудник должен быть защищен руководством и понимать, что его не уволят по прихоти какого-нибудь командира.
Еще один важный момент, который свидетельствует о фиктивности патрульной полиции — мне неизвестно ни об одном факте задержания человека за предложение взятки. Хотя очевидно, что за год патрульным тысячи раз предлагали взятки.