22 марта на сайте Днепровского городского совета был опубликован проект Кодекса этики для чиновников городского совета и его исполнительных органов. Как мы уже рассказывали, активисты ОО “Институт реформ и инноваций” возмутились затянувшимся процессом разработки и потребовали его ускорить, чтобы общественность города могла ознакомиться с Кодексом и внести свои предложения. Требование активистов выполнили и вчера, 18 апреля, полный текст проекта все же опубликовали.
Кодекс разрабатывали в департаменте обеспечения деятельности исполнительных органов Днепровского горсовета. Согласно проекту, днепровский чиновник обязан быть вежливым, опрятно одетым (авторы проекта даже уточнили длину юбки у женщин – не более, чем на 5 см выше или ниже колена), ответственным и беспристрастным в исполнении своих обязанностей. Последнему пункту уделили особое внимание. В департаменте обеспечения работы исполнительных органов горсовета считают, что служащий должен исполнять свои обязанности вне зависимости от своих политических, идеологических, или религиозных убеждений. Провели и своеобразную “работу над ошибками”. В кодексе ограничили право на высказывания служащих своих взглядов. Скорее всего, такая норма мотивирована недавними скандалами с бывшим заместителем городского головы Светланой Епифанцевой, которая критиковала украинский дубляж фильмов и депутата от “Громадской силы” Екатерины Збарской, которая назвала АТО “никому не нужной гражданской войной”. Активисты ОО “Институт реформ и инноваций”, проанализировав проект, прокомментировали, что эти пункты нарушают статью 34 Конституции Украины, которая гарантирует право на свободное выражение взглядов. Таким образом, пункт весьма противоречивый. С одной стороны он защищает имидж горсовет от политических и религиозных скандалов, с другой – ограничивает конституционные права чиновников.
Отдельно активисты отметили пункт о неточности в проекте, касающийся конфликта интересов. Дело в том, что весь кодекс создан для работников городского совета и коммунальных предприятий, и там абсолютно не упоминаются депутаты, хотя четверть из них совмещает, выполняя служебные обязанности чиновника. В самом же Кодексе указано, что работник обязан ставить в приоритет выполнение распоряжений городского головы, исполкома и городского совета, забывая о выполнении обязательств перед избирателями, например, на своем округе.
Мы, свою очередь, также отметили весьма интересных пункт о правилах предоставления информации. Согласно закону Украины “О доступе к публичной информации”, чиновники должны полностью предоставлять все данные, которые у них требуют представители территориальной громады и средства массовой информации. Единственное ограничение – тайна, охраняемая законом. К ней, согласно законодательству, относится гос.тайна, тайна следствия и информация, охраняемая правом на личную жизнь. Все же остальные данные о своей работе чиновники обязаны предоставлять по первому требованию. Но в Кодексе указано, что, помимо вышеперечисленных законов, основанием для отказа в предоставлении данных могут стать… решения исполкома, городского совета, или распоряжения городского головы. Почему департамент обеспечения деятельности исполнительных органов наделяет местное самоуправление такими полномочиями, остается загадкой.
Недовольные проектом Кодекса активисты ОО “Институт реформ и инноваций” предложили свою редакцию , разработанную совместно группой экспертов из Центра политический студий и аналитики “Эйдос”. В ней активисты добавили правила этичного поведения для депутатов, а также прояснили процесс взаимодействия с исполнительными органами, чего в редакции горсовета не было.
Прислушаются ли в горсовете к мнению активистов и внесут ли правки в окончательную редакцию Кодекса, узнаем после сессии городского совета 25 апреля.