Мунтянозависимые: как помочь днепрянам, уходящим из секты
О Духовном центре “Возрождение” мы уже рассказывали недавно. Независимые эксперты признали его тоталитарной сектой, а Всеукраинский совет церквей Христиан Веры Евангельской считает его близким к оккультной деятельности. Создатель центра, ранее судимый Владимир Мунтян, обвиняется многими специалистами в использовании криминального гипноза и в откровенном вымогательстве денег под маской пожертвований у прихожан.
Говорить о деятельности данного религиозного объединения, в которое входит 320 церквей по всему миру, можно очень долго. Однако мало кто за телевизионными интервью и многочисленными публикациями в СМИ обращает внимание на тех людей, кому нужна серьезная помощь для того, чтобы покинуть эту организацию.
Возлюби ближнего своего… и воздастся тебе
Не существует в мире такой организации, за исключением глубоко криминальных, из которой невозможно было бы вытащить пострадавшего от ее деятельности. В этом уверен человек, который на протяжении более чем 7 лет занимается выведением жертв Мунтяна из-под его влияния. Свое имя он предпочитает не афишировать, а потому представился журналисту 49000.com.ua под сетевым псевдонимом – Эльдар:
– Когда человек по тем или иным причинам попадает в “Возрождение”, он проходит через три стадии психологического воздействия на личность. Многие приходят в церковь из-за проблем, болезней, неприятия обществом или неприятностей в семье. Именно на них и рассчитана первая стадия усыпления внимания: бомбардировка любовью. Действующие члены центра и лидеры мини-групп (которые на сленге “Возрождения” называются ячейками) обязаны максимально проявить эмпатию по отношению к новичку. Он должен почувствовать, что именно здесь, а не где-либо еще, ему действительно сострадают, понимают его проблемы и любят. Чаще всего за потенциальным неофитом сразу же закрепляется куратор, который поможет ему адаптироваться в новой среде, ощутить ее преимущества и остаться в ней как можно дольше.
Эти слова подтверждают все, кому удалось вырваться из щупалец спрута, созданного злым гением Мунтяна. Вероника (имя вымышленное – женщина опасается неприятностей, которые могут создать ей бывшие “братья”), которой недавно исполнилось 42 года, рассказывает:
– Я пришла в церковь в 2010 году. Меня бросил муж, с работой начались трудности. Я начала искать решение сложившихся проблем в религии. Именно тогда я и попала на концерт, который проводило “Возрождение” – в пригласительной брошюре было сказано, что после него известный пастор будет молиться за нуждающихся. Молитва была действительно очень чувственная, и я расплакалась. Тут же меня окружили девушки из группы поддержки, я рассказала им о себе. Мне казалось, что они реально сопереживают моему горю. Они утешали меня настолько искренне, что я действительно поверила в то, что они понимают и жалеют меня.
Обычно после первичной “обработки” людей настойчиво приглашают на домашние собрания, которые проводятся в мини-группах. Делается это для того, чтобы создать возможность как можно дольше общаться с человеком в неформальной атмосфере, плавно подводя его к тому, что ему необходимо войти в “основной состав” церкви.
По утверждению Эльдара, именно на этой стадии вытащить человека проще всего:
– На этапе бомбардировки любовью жертва еще не настолько зависит от эмоциональной составляющей и не настолько запугана. Поэтому главный совет для родителей, близких и друзей неофита только один – нужно действовать превентивно. Его необходимо окружить любовью и пониманием. Если до этого вы не особо стремились вникнуть в проблемы человека, то сейчас сделать это самое время. Он должен осознать, что никто на стороне не сможет заменить ему ближний круг общения. Тем более, что на данной стадии он еще не успел обзавестись друзьями из членов церкви. Никакого осуждения, критики в адрес нового увлечения вашего близкого быть не должно. Постарайтесь проводить с ним как можно больше времени, внимательно выслушивайте его, старайтесь помочь и поддержать.
Поле чудес в стране верующих
Второй этап психологической обработки, которую проходят новообращенные, можно назвать притяжение причастности. Его основная цель – убедить человека в том, что все его действия угодны богу, и он реагирует на них при помощи благословений. Как он выглядит на практике, рассказывает Вероника:
– Перед каждым собранием члены церкви проявляют высокую степень заинтересованности в жизни новичка. Если он делится своими удачами, ему сообщают о том, что это результат покаяния и молитвы всей церкви. С точностью до наоборот происходит в том случае, если у него случилось что-то плохое. Тогда ему говорят про то, что дьявол, действующий в миру, ополчается против детей божьих, особенно если вера человека недостаточно крепка. Здесь же новичок регулярно слышит “свидетельства” о том, как бог оказал помощь другим верующим в той или иной ситуации. В ход идут рассказы о чудесном исцелении, восстановлении семей и так далее. И, конечно же, верующему говорят о том, что только причастность к жизни церкви, которая включает регулярное посещение богослужений, приношение десятины и добровольные пожертвования, позволят богу оказывать влияние на его жизнь.
Как говорит Эльдар, именно на этой стадии в сознание жертвы закладывается понимание безоговорочной веры лидерам центра, разрушение базового критического мышления:
– Критика описания подобных “чудес” недопустима. В среде паствы Мунтяна это называется “дух противоречия”. На этой стадии есть два возможных варианта развития событий – человек, обладающий высоким уровнем критики, попросту покидает “Возрождение”. В ином же случае его вера укрепляется, и в будущем он перестает требовать убедительных доказательств вмешательства высших сил в жизнь. Соответственно, он прикладывает все усилия для того, чтобы стать причастным к чудесам. Единственным способом помочь жертве на этом этапе является зарождение в нем скепсиса. Достичь этого не так и сложно. Пока новообращенный находится в состоянии первичной эйфории, он будет делиться всем, что ему рассказывают в церкви, с близкими. Именно в это время очень важно заронить в него зерна сомнения. Например, на рассказ об исцелении от рака можно отреагировать вопросами о медицинском обследовании, где до этого лечился человек, есть ли у него медицинские подтверждения того, что он выздоровел. Главное, делать это максимально доброжелательно и без агрессии, как бы проявляя обычное любопытство. Чем раньше начать это делать, тем больше шансов будет на то, что у жертвы воздействия откроются глаза. Важно не упустить момент, поскольку в это же самое время члены церкви будут стараться убедить неофита в том, что общение с мирянами нужно свести к минимуму, как и уменьшить степень доверия к ним.
От автора:
К сожалению, опасность Духовного центра для людей состоит не только в том, что его прихожане готовы отдавать последние деньги на нужды церкви. Одним из “запатентованных методов” лечения тяжелых заболеваний, которые зачастую приводят к летальному исходу, является декларирование собственного здоровья. По словам самозваного апостола, невозможно излечиться от болезни, если признавать ее власть над собой. Чтобы победить ее, нужно утверждать, что ты полностью здоров. Тогда высшие силы увидят веру и настойчивость и даруют здоровье. Соответственно, люди, поверившие в это, перестают принимать лекарства, обследоваться у врачей, уверяя окружающих в том, что их исцелил бог.
Дорога в рай вымощена кирпичом подчинения
Последний этап психовоздействия базируется на страхе. На каждом собрании и в большинстве проповедей лидеры, региональные пасторы и сам “тринадцатый апостол” стремятся загнать человека в ловушку подсознательного страха. Они уверяют, что в случае неподчинения, несоблюдения внутренних правил бог непременно накажет человека. Отступничество же считается самым страшным прегрешением, из-за которого сразу же последует кара в виде большого количества неприятностей, тяжелых болезней и т. д. Подобные угрозы прихожанин слышит настолько часто, что начинает в них безоговорочно верить. Тем более, что они подкрепляются “реальными примерами” из жизни. Помочь жертве на этой стадии становится очень сложно, говорит Эльдар:
– Как говорили древние, “страх – наисуровейший правитель”. Именно на этом принципе и базируется политика Мунтяна по отношению к прихожанам. Жертва должна жить в постоянном страхе сделать что-то неугодное богу, только тогда она будет полностью зависима от церкви. Человек, дошедший до этого уровня обработки, отличается безоговорочным доверием по отношению к членам церкви, пастору. Он готов жертвовать большие деньги по первому призыву, посвящать все свое свободное время проповедям и евангелизациям. Неофит стремится обратить как можно больше грешников в веру, принести церкви максимальную пользу. Все это сопровождается постоянным гипнотическим воздействием и моральным прессингом тех, кто, в понимании лидеров, недостаточно усердно служит богу и церкви. Помочь человеку на этом этапе возможно, но с большим трудом. Естественно, родственники и близкие должны максимально поддерживать его, уделять ему максимум внимания. Но без помощи специалистов здесь обойтись практически невозможно. Для этого нужно войти с ним в тесный контакт, стать его другом. Только после этого можно скрытно применять инструменты снятия ментальных блоков, хорошо известные психоаналитикам.
Самым тревожным звонком, сигнализирующим о том, что ситуация стала запущенной, является момент, когда жертва секты начинает “молиться на иных языках”. Синдром глоссолалии (произношения бессвязных и не имеющих смысла слов и предложений) начинает проявляться на той стадии, когда человек уже полностью подчинен своему пастору. Сама по себе глоссолалия не является расстройством, требующим психиатрического лечения, и в случае ухода из-под влияния исчезнет сама.
Впрочем, некоторые люди справляются с этим самостоятельно. Так, Вероника рассказала о том, что она ушла от Мунтяна из-за болезни дочери:
– У моего ребенка во время медосмотра обнаружили атерому (доброкачественная опухоль кожи, которая без должного лечения может перерасти в злокачественную. – Прим. авт.). Конечно, я очень сильно испугалась и обратилась за помощью в церковь. Пастор заявил о том, что это испытание от бога и я должна дать ему возможность действовать в моей жизни. Для того чтобы произошло чудо, от меня требовалось только молиться и делать целевые пожертвования. Несмотря на то, что в “Возрождении” я была уже три года, первое, что я сделала, – пошла к онкологам. Такая опухоль на ранних стадиях лечится очень легко, с минимальным хирургическим вмешательством. Дочери сделали операцию и уже через неделю она была дома. Времени, которое я провела с нею, мне хватило для того, чтобы полностью пересмотреть свое отношение к церкви и отдалиться от нее.
Как справиться со стрессом после ухода из церкви
После того как бывший прихожанин покидает организацию, он сталкивается с серьезным стрессом. И он тем сильнее, чем дольше человек провел в “Возрождении”. Этим будут пользоваться члены церкви, чья задача – вернуть его обратно. Во-первых, вследствие принудительного ограничения общения жертва гарантировано растеряла свой старый круг общения. Человек оказывается в пустоте, заполнить которую крайне сложно. Именно в этот момент на него будут усиленно давить “братья и сестры”, увещевая и уговаривая покаяться и вернуться.
Если бывший член выдерживает подобный прессинг, ему объявляют тотальный бойкот. Здесь очень важна поддержка близких, поскольку пострадавший рискует впасть в затяжную депрессию. По сути, его можно сравнить с ребенком, которому нужно всему учиться – радоваться, реализовывать себя и возвращаться к старым хобби. Ломка навязанных церковью стереотипов происходит достаточно медленно, а поэтому человек как никогда нуждается в помощи.
Особенно тяжело приходится тем, кому Духовный центр помог устроиться в жизни, как и произошло с нашей героиней Вероникой:
– По образованию я экономист, и когда один из братьев предложил мне работать по специальности у него на фирме, я согласилась с радостью. Так намного удобнее, поскольку вселяет уверенность в том, что тебя не обманут с зарплатой, не будут придираться по пустякам. После того как я заявила о своем желании уйти, мой работодатель начал заваливать меня претензиями и по итогу уволил. Плюс к этому, угрожал, что может создать мне репутацию безответственного сотрудника при обращении за рекомендациями.
К сожалению, многие после ухода пытаются заполнить создавшийся вакуум алкоголем. Этого делать ни в коем случае нельзя. Вместо этого гораздо лучше обратиться за квалифицированной помощью к психологу, как можно больше проводить времени с близкими, начать заново создавать собственный круг друзей.
Если вы или ваш близкий нуждаетесь в помощи профессионалов, для решения сложившейся ситуации стоит обратиться к руководителю центра “Диалог” Яну Щекатурову или же напрямую к Эльдару по электронной почте – [email protected].
Рекламні блоки дають нам змогу залишатися незалежними ЗМІ, а вам - отримувати найсвіжіші новини під ними. Scroll down!
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: