Новые правила денежных переводов в Украине: ответы на самые распространенные вопросы
В Украине изменились правила перевода платежей. Какими данными располагают банки и какие проблемы могут возникнуть при международных переводах или оплате товаров и услуг в интернете?
Владельцы банковских счетов, к которым привязаны платежные карточки, уже идентифицированы. Это значит, что это никак не повлияет на большинство обычных операций по переводу денег. Банки располагают информацией о каждом владельце счета и владельце карточки, которую человек сам предоставил банку, открывая счет. Они знают операции по истории его платежей. Поэтому проблем с дистанционной оплатой коммунальных услуг, оплатой налогов, товаров и услуг или другими обычными переводами граждан, в частности с карты на карту, не возникнет.
С 28 апреля 2020 вступили в силу новые требования для перевода платежей в соответствии с Законом Украины “О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения”. 49000.com.ua объяснит подробнее нормы закона, на самые актуальные вопросы по этому поводу, ссылаясь на Нацбанк.
Как перевести родственнику или знакомому 10 тыс. грн? Надо идти исключительно в отделение банка и с какими документами?
Все владельцы банковских счетов уже идентифицированы и верифицированы банками, которые открывали им такие счета. Если вы хотите перевести 10 тыс. грн и они лежат на вашем банковском счету, то лучше сделать безналичный перевод на счет знакомого или родственника. На такие платежи не стоит ограничение по сумме. Если же у вас есть только наличка, то перевод можно сделать:
- в отделении банка. На кассе предъявить паспорт;
- в терминалах самообслуживания, банкоматах, в котором плательщик имеет карточку, тогда банк сможет верифицировать его с помощью такой карточки.
Если переводишь средства родственнику, надо делать перевод меньше 5000 гривен? Как часто можно делать переводы по 5000 гривен? Заблокируют ли платежную карту, если клиент дважды за день получил на нее по 5 тыс. грн. родственника или знакомого?
Дробить платежи по частям не нужно. Карту не заблокируют. Обычные операции граждан на небольшие суммы не мониторит финконтроль. Это низкорисковые операции, банк их не будет тщательно проверять. Зато новый закон смещает акцент на анализ рисковых и крупномасштабных операций на сумму свыше 400 тыс.грн.
Если нужно сделать перевод наличными более 5 тыс. грн., нужно ли указывать, источник их происхождения? Например, перевод родным?
Нацбанк никогда не требовал, чтобы клиенты банков предоставляли информацию об источниках происхождения средств по обычным операциям на небольшие суммы. Гражданам не нужно для каждого небольшого платежа иметь при себе справку о доходах или другие документы. Подтверждать происхождение средств нужно только во время операций свыше 400 тыс. грн.
Нужна ли идентификация при переводе через терминалы самообслуживания на карту, например, 10 тыс. грн.?
Такой платеж можно сделать в отделении банка, имея с собой паспорт или через терминал самообслуживания, который подтверждает верификацию плательщика с данных его карточки. В этом случае можно спокойно совершить сделку на ту сумму, которая нужна клиенту. Если нет, тогда в терминале будет установлен лимит, и клиент просто не сможет сделать перевод на сумму более 5 тыс. грн.
Нужна ли идентификация при переводе с карты на другую карту 1 тыс. грн.?
Нет, не нужна. Все владельцы карт уже идентифицированы банками. Они спокойно могут переводить средства без всяких ограничений. Банки уже знают привычные операции по истории платежей и тому подобное.
Как пополнить кредитку через терминал?
Это возможно. К 5 тыс. грн. в терминале обслуживания можно пополнить наличными счет или карту без идентификации плательщика. От 5 тыс. грн. — через банковское отделение или терминалы самообуслуживания, которые технологически могут считать данные с его карточки.
Как быть с переводом из-за границы на валютный счет? Есть ли лимиты, ограничения?
У клиентов банков нет никаких лимитов и ограничений на зачисление средств на счет, перечисленных из-за границы.
А как можно будет получить перевод Свифт на карту?
Если банку такой перевод кажется необычным и у него возникнут вопросы — необходимо лишь объяснить банку суть операции.
Нужна ли идентификация при покупке товара в интернет-магазине на 40 тыс. грн., если это перевод на карту?
Если картой оплачивают покупки или услуги в интернет-магазине, то для такого перевода средств нужно указать только номер карточки плательщика. Это одно из исключений по идентификации, которое предусмотрено в законе.
Нужна ли идентификация при переводе средств наличными через международную систему перевода, например, 10 тыс. грн.?
Так, при осуществлении этой операции необходимо идентифицировать и верифицировать плательщика. То есть клиенту нужно иметь с собой паспорт и объяснить, что это за платеж, например, указать в реквизитах, что это помощь родственникам.
Если речь идет о переводе более 400 тыс. грн. и нет подтверждения об источниках их происхождения, могут ли заблокировать счет, а средства на нем — заморозить?
Банк безосновательно не блокирует счета клиентов, если имеет о них всю необходимую информацию. Открывая счет, клиент предоставляет банку информацию о себе, о своих доходах и тому подобное. Банк ежедневно мониторит и знает историю операций клиента, которые для него обычные. Если для этого клиента такая ситуация нетипична и не соответствует финансовым возможностям клиента, тогда банк обратится за соответствующими пояснениями. Если клиент объяснит, что это, например, результат получения наследства, тогда банк подтвердит операцию, и клиент сможет спокойно использовать эти средства.
Можно ли делать платежи на благотворительные цели, например, переводить 10 тыс. гривен на лечение людям. Как теперь с этим будет?
Все будет по-прежнему. Никаких ограничений на безналичные платежи закон не устанавливает.
Как теперь пользоваться электронным кошельком? Нужно клиенту идентифицироваться? И какие документы нужно показать? Надо идентифицировать пользователей мобильных операторов?
Да, идентификация и верификация владельцев электронных кошельков потребуется. Но не тех кошельков, которые абоненты используют для оплаты мобильных услуг. Закон не устанавливает требований к мобильным операторам. Речь идет о клиентах, которые самостоятельно открывают электронные кошельки, чтобы покупать товары и платить за услуги. Таких пользователей финансовые учреждения должны будут до конца года идентифицировать и верифицировать. Обычно для этого нужно будет их паспорт и идентификационный код. Операции через такие кошельки будут лимитированными, и если клиент будет придерживаться этих лимитов, он сможет пройти упрощенную идентификацию.
За какие вопросы идентификации и верификации не отвечает Нацбанк?
- приобретение недвижимости;
- проведение налоговой консультации;
- ставки на букмекерской конторе, где играют в лотерею;
- при покупке драгоценностей на сумму выше, чем 50 тыс. гривен;
- страховые выплаты и тому подобное.
За это отвечают другие финансовые регуляторы.
Рекламні блоки дають нам змогу залишатися незалежними ЗМІ, а вам - отримувати найсвіжіші новини під ними. Scroll down!
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: