Коронавирус в Украине: как вести себя родителям заболевших детей
Более 100 детей в Украине имеют подтвержденный диагноз COVID-19. Уже 37 из них госпитализированы. Как правило, коронавирус проявляется у детей теми же симптомами, что и у взрослых, однако проходит гораздо легче, а сами дети не нуждаются в госпитализации. Однако небольшой процент детей все же может заболеть серьезно. Об этом в материале «LB.ua».
Ученые проанализировали более две тысячи случаев заражения коронавируса среди лиц до 18 лет, о которых известно Китайскому центру контроля и профилактики заболеваний. Не все случаи были подтверждены лабораторно – часть детей была с подозрением на коронавирус, который подтверждали симптомы и рентгенография грудной клетки. Некоторые из больных маленьких пациентов были в контакте с людьми, у которых COVID-19 подтвердили лабораторно.
По результатам анализа исследователей, у 4% детей не было никаких симптомов вообще. Около половины имели повышенную температуру, кашель, усталость, реже тошноту и диарею, но в целом симптомы проявлялись в легкой форме. Еще около 40% имели дополнительные осложнения – проблемы с легкими, пневмонию, но без одышки. Однако в 125 случаях среди детей болезнь серьезно прогрессировала, часть из них были на грани легочной недостаточности.
Больше тяжелых случаев коронавируса среди детей приходится на новорожденных и дошкольников, потому что, как считают ученые, иммунная система таких детей еще не сталкивалась с другими вирусами, а потому может быть не готова к адекватному ответу в случае заражения. С другой стороны, именно поэтому иммунная система детей не так агрессивно реагирует на появление вируса в организме, а потому часть детей переносит коронавирус гораздо лучше взрослых. Единого мнения среди ученых нет, ведь китайский коронавирус и его влияние на организм продолжают исследовать в лабораториях.
31 марта в Лондоне от коронавируса умер 13-летний мальчик. А в субботу, 4 апреля, в Великобритании объявили о смерти пятилетнего ребенка, который также был заражен коронавирусом.
Быть рядом
Особых рекомендаций по госпитализации детей с коронавирусом нет ни в мире, ни в Украине. Тем не менее детские стационары должны быть готовыми к приему пациентов. Если с точки зрения медицинских процедур разницы нет никакой, то в случае госпитализации детей остается актуальным вопрос пребывания взрослых рядом – большинство детей переносит болезнь легче, но родители могут от них заразиться.
Детский врач-инфекционист Федор Лапий говорит: если у ребенка подозревают COVID-19, внутренне семейный контакт уже состоялся, ведь он все равно был с родителями в одном доме. Принято считать, что внутри семьи возможность передачи вируса почти в ста процентах. Поэтому члены семьи, которые живут в одном доме, могут изолироваться вместе.
Если состояние ребенка ухудшается, мама может быть рядом в стационаре – на нее оформляется история болезни, и она остается в той же палате, или том же боксе и малыш, – объясняет Федор Лапий. – Это обычная практика, как, например, при острой кишечной инфекции, когда болеет ребенок, нуждающийся в госпитализации. Если у мамы тоже есть симптомы кишечной инфекции, то ей также назначается терапия и оформляется история болезни. В детской больнице мама может быть с ребенком, пока ему самому не понадобится интенсивная терапия, тогда ее переводят во взрослый стационар.
Бывают сложные случаи, когда родители находятся на самоизоляции, потому подозревают коронавирус, а ребенок требует срочного врачебного вмешательства по другим причинам, не из-за COVID-19. Ребенок может быть инфицирован, но не иметь симптомов, таким образом риск заразить других. Поэтому остается актуальным вопрос лабораторной диагностики COVID-19 для пациентов и медработников не только инфекционных отделений.
Проблема изолированного размещения пациентов актуальна для украинских больниц. Несмотря на повышенные меры безопасности, в хирургии нет отдельных боксов, где могут находиться родители с ребенком.
Возникают различные ситуации, и дальше уже администрация больницы решает, как быть, – говорит врач. – Иногда ищут родственников ребенка. Бабушек и дедушек врачи предупреждают, что они в группе риска. Ребенка могут ухаживать другие родственники, это решение они для себя принимают самостоятельно.
Так, например, было, когда мама с подтвержденным коронавирусом родила ребенка. Женщина должна дальше находиться в изоляции, зато родственники забрали малыша и выкармливают его донорским молоком. В стационарах также младший медицинский персонал, который может ухаживать за ребенком. На местном уровне могут привлекаться социальные службы. Но, конечно, никто не заменит ребенку родных.
Еще один важный вопрос для родителей – с кем находится ребенок в случае, если их обоих госпитализируют с COVID-19?
Особенно актуально это для семей, где есть только один опекун – мать, отец или другой родственник, и более присмотреть за ребенком никому. Если ребенка также госпитализируют, за ним может присмотреть медицинский персонал. Если же нет, то теоретически на помощь должны прийти социальные службы и решить вопрос временного пребывания ребенка. Впрочем, прописанного алгоритма действий на такой случай нету. Если старшие родственники, которые могут заразиться от ребенка, решение, пойдут ли они на риск, будут принимать самостоятельно.
Если реанимация будет переполнена детьми, значит, ситуация катастрофическая
Еще задолго до карантина врачи начали настраивать аппараты ИВЛ, – рассказала медсестра Валентина, работающая в одной из киевских детских больниц, что также готовится к приему детей с коронавирусом. – Но все были обеспокоены вопросом, обеспечит нас государство средствами защиты. В это мало кто верил, одна медсестра в итоге уволилась. Дефицита масок и перчаток у нас не было, а вот костюмы с шлемами и очки появились лишь на вторую неделю после начала карантина. Откуда – от государства или волонтеров – я не знаю. Сейчас мне главное, что, когда нам привезут первого ребенка с коронавирусом, я буду в костюме. К первым случаям мы готовы.
Но не все вопросы личной безопасности медиков, которые будут работать с детьми, решены окончательно. Валентина говорит, что до сих пор не понятно, как будут организованы смены врачей и медсестер, что будут контактировать с пациентами с COVID-19. Будут ли они возвращаться домой, где будут жить, или тестировать их самих – неизвестно, ведь таких инструкций не поступало.
Я молодая, если заражусь, то скорее всего мое состояние будет некритичным, – говорит медсестра. – Но дома меня ждут престарелые родители, у мамы болезнь сердца. У нас усиленные дезинфекционные мероприятия, но каждую смену мы приходим на работу и думаем, будет сегодня у нас пациент с COVID-19 и тогда дальше? Мы – медики и это наша война, но мне страшно стать носителем и кого заразить.
Валентина рассказывает, что чтобы не подвергать опасности детей с другими диагнозами, в ее больнице стараются максимально разгрузить критически важные отделения – инфекционное и реанимацию. Некоторых из нынешних пациентов переводят в неврологии, или в паллиатив. Сейчас в реанимации есть 12 койко-мест, из которых шесть отдельно для детей с коронавируса. Валентина говорит, если этого не будет хватать, то в больнице готовы открыть еще один пост.
Я работаю в реанимации. Если наше отделение будет переполнен детьми, значит, ситуация уже точно катастрофическая.
Рекламні блоки дають нам змогу залишатися незалежними ЗМІ, а вам - отримувати найсвіжіші новини під ними. Scroll down!
Повідомити про помилку
Текст, який буде надіслано нашим редакторам: