Опасения родителей и педагогов были беспочвенными: “Интеллект Украины” одобрен Государственной службой качества образования. Напомним, что с февраля этого года вопрос о продлении программы для первоклассников завис в воздухе. В Днепре программа появилась в 2011 году и до сегодняшнего дня школьники по “Интеллекту Украины” доучились до 7 класса.
В конце апреля педагоги днепровских школ уже собирали наличные для закупки полиграфической продукции “Интеллекта” для деток, уже обучающихся по программе, и для первоклассников, семьи которых только планировали воспитать из своих шестилетних чад вундеркиндов со следующего учебного года. Родители опасались, что потраченные средства никто не возместит, если программу не утвердят.
25 мая на сайте Министерства образования и науки был обнародован список нетипичных образовательных программ, по которым Государственная служба качества образования позволила преподавать в начальных классах, обучающихся по новому стандарту начального образования в Новой украинской школе. Этих программ восемь, и они отвечают новому ГОСТу начального образования.
На сайте МОН опубликовали письмо, в котором говорится, что новому стандарту начального образования соответствуют следующие программы:
• образовательная программа начального образования в научно-педагогическом проекте “Интеллект Украины” цикл І (1–2 классы) (научн. рук. И. В. Гавриш);
• образовательная программа для 1–2-х классов начальной школы по педагогической технологии “Росток” (автор Т. А. Пушкарева);
• образовательная программа “На крыльях успеха” для учащихся 1–2-х классов заведений общего среднего образования (Институт педагогики Академии педагогических наук, научн. рук. А. Д. Цимбалару);
• образовательная программа для 1–2-х классов “Мир, в котором я живу” (издательство “Учебная книга-Богдан”, руководитель – профессор С. И. Якименко);
• образовательная программа “Начальная школа: образование для жизни” (авторский коллектив Киевского университета имени Бориса Гринченко, научн. рук. В. А. Огневьюк);
• образовательная программа для 1–2 классов по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. (авторы – И. П. Старагин, Г. М. Захарова, Г. В. Жемчужкина, К. И. Пинсон, А. А. Перепелицына, Н. П. Сосницкий);
• образовательная программа первого цикла начального образования по вальдорфской педагогике (Ассоциация вальдорфских инициатив в Украине, авторы – Д. Ю. Косенко и А. И. Мезенцева);
• образовательная программа для 1–2-х классов заведений общего среднего образования по системе развивающего обучения (Центр психологии и методики развивающего обучения, авторы – С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко, С. А. Жукова, А. Н. Кондратюк ).
До 25 июня в МОН пообещали опубликовать список образовательных заведений, в которых будут преподавать по этим программам. Также в Министерстве образования и науки разработали новую модель оценивания достижений учащихся в первых классах Новой украинской школы и отправили ее в школы, пилотирующие новый стандарт начального образования.
Эта модель основывается на оценке, которая прежде всего нацелена на процесс обучения, а не на результат (то есть количество ошибок), а также продвижение каждого ученика. В частности, по предложенному образцу учителя будут оценивать, как активно ребенок работал на уроке, был ли любознательным, хорошо ли сотрудничал с другими ребятами, прочее.