49000 Полная версия страницы

Днепровских первоклашек ожидает НУШ: все прелести нового образования

В сентябре 2017-го в Украине был принят новый Закон “Об образовании”, регулирующий основные принципы новой образовательной системы, и Закон “Об общем среднем образовании”, в котором подробно освещены изменения. Также были утверждены новые Государственные стандарты начального образования.

Именно этот стандарт новой украинской школы (далее – НУШ) в 2017/2018 учебном году апробировали в 100 школах по всей Украине (по два первых класса в каждой из этих школ). В Днепре программу протестировали в общеобразовательной школе №143. Ее первоклассники уже обучались по новой системе, в результате чего овладели знаниями и практическими навыками посредством прикладной и игровой деятельности, групповой работы и исследований.

В Днепропетровской области еще три школы уже имеют опыт экспериментальной работы по новой программе. Они находятся в Каменском, Павлограде и Соленом.

С 2018/2019 учебного года по-новому будут обучаться все первоклассники Украины, а значит, и Днепра. Со временем реформа обещает коснуться средней и старшей школы. Что ждет днепровских первоклашек в НУШ уже с грядущего сентября и как обновленный образовательный процесс выглядит в повседневности? Опытом с нами поделилась Наталия Лукина, директор школы №143, ставшей пилотом в реализации нововведений в завершающемся учебном году.

– С 1 сентября 2017 года наша школа внедряет пилотный проект в двух первых классах: 1-Б и 1-В. Оставшиеся два первых класса обучались по программе «Интеллект Украины» и по обычной программе. На данном этапе наши учителя Инна Головко и Наталия Зинчук передают обретенный опыт коллегам, которые будут работать в первых классах Днепра с нового учебного года. Онлайн-тренинги учителя проходят уже около полугода. До конца лета они пройдут курс тренингов в командах. Целью НУШ является высокая мотивация как ученика, так и учителя. Учитель в этой концепции – сценарист, режиссер и актер, имеющий творческую свободу. Теперь он самостоятельно выбирает количество часов по темам в зависимости от того, как дети усвоили учебный материал. Самостоятельно определяется с методикой обучения, обучающими материалами и тем, где провести урок: в библиотеке, медиатеке или на школьном дворе, а, быть может, пригласить на урок гостей.

Очевидно, что для такой работы нужны учителя-новаторы, готовые повести за собой и найти нестандартные решения, организовать психологически безопасную для каждого ребенка среду, в которой учитель становится другом и советником, а не критиком, а дети с удовольствием хотят идти в школу. Нечего скрывать, для реализации столь принципиально нового подхода к образованию стоит правильно выбрать педагогов для работы с первоклассниками по новым стандартам.

Сейчас это основная задача всех школ. Что касается самих педагогов, на перспективу НУШ они отреагировали по-разному. Кто-то заинтересованно принял, кто-то насторожился… – поделилась с нами руководитель общеобразовательной школы.

Новая украинская школа – это ключевая реформа Министерства образования и науки. Главная ее цель – создать школу, которая позволит ученикам овладеть ключевыми компетентностями и знаниями. Проект, по планам МОН, призван воспитывать системно и критично мыслящих инноваторов. Также он рассчитан стимулировать у учащихся выработку четкой личностной позиции и развитие гражданской ответственности. С родителями НУШ намечает сотрудничество и взаимопонимание, говорится о проекте НУШ на сайте Министерства образования и науки Украины.

Список компетенций, обещанных ученикам по итогу обучения, закреплен Законом «Об образовании». Он составлялся с учетом «Рекомендации Европейского парламента и Совета Европы по формированию ключевых компетентностей образования на протяжении жизни» (от 18.12.2006 гг.). Это и свободное владение украинским языком, и способность общаться на иностранных языках, и математическая, экологическая, культурная, информационно-коммуникационная, технически-технологическая, гражданская и социальная компетентности; а также инновационность; предприимчивость и финансовая грамотность. Отмечено, что госстандарты могут расширять этот список в будущем.

Наталия Лукина рассказала, что на практике программа несколько обновлена в соотношении с той, по какой первоклашек обучали раньше. В новом подходе системными стали различные интерактивные образовательные упражнения, работа в группах, «Утренние встречи», которые сплачивают деток в единую команду. Кроме того, у первоклашек отсутствует старая система оценивания. К тому же, оценок вообще нет. Вместо этого есть вербальные подсказки и анализ того, насколько ребенок вырос над самим собой, но не над другими.

– В новой системе детей не сравнивают между собой, подход к обучению интегрированный и индивидуальный. Учителя, согласно основным постулатам педагогики партнерства сотрудничают с родителями. Это ребенкоцентризм в действии – взамен принятого ранее предметоцентризма, – говорит директор первой в Днепре школы, где опыт НУШ был реализован продуктивно.

Отличительной чертой новой украинской школы является и то, что первоклассники не получают домашних заданий. Их работа в классах проходит в доброжелательной и открытой атмосфере свободы, что подразумевает возможность брать обучающие материалы из классных шкафов во время переменки и рассматривать или читать, а также менять свое положение во время урока. Если ребенок устал за партой, он может пересесть на гимнастический коврик, отдохнуть и затем вернуться к работе.

Детям активно прививают любовь к чтению. Первоклассники ежедневно получают возможность почитать в рамках «Минутки чтения» свою любимую книгу. Это, по словам педагогов, приучает детей с интересом относиться к книгам, ведь что почитать в это время – выбирают сами дети.

Интегрированный курс «Я исследую мир», охватывающий все дисциплины, дает детям практические знания, вовлекая в процесс познания окружающей реальности. Работа на таких уроках часто направлена на развитие аналитики и логики мышления у первоклашек.

Большое внимание в НУШ уделяется детям с особыми потребностями. В некоторых школах Днепра для этих целей уже существуют медиатеки и ресурсные комнаты, где быстро утомляемые ученики смогут восстанавливаться после нагрузок. С нового учебного года современное интерактивное оборудование МОН внедрит и в первых классах днепровских школ.

– В первых классах имеются учебные материалы и пособия, современные развивающие конструкторские наборы Lego, – говорит директор школы №143 в Днепре.

Так, с нового учебного года все первые классы получат новое оборудование, например, микроскопы и мобильные одноместные портативные парты. Для реализации НУШ во всех первых классах всех школ страны с начала нового учебного года 2018–2019 МОН выделяет 1 миллиард гривен.

Важно понимать, что программа является совершенно бесплатной для семей школьников. Ее реализацию полностью оплачивает государство. Кроме того, механизм НУШ предполагает, что теперь родителям будет проще контролировать финансы школы, поскольку школа обязана публиковать смету затрат на своем сайте. Также НУШ предполагает кадровую автономию, в рамках которой директор школы самостоятельно выбирает, с какими педагогами ему работать. Напомним, что ранее увольнение учителя регламентировалось на уровне городского управления образования. Касательно поступления первоклассников в школу, здесь приоритетом наделены детки, прописанные в районе. Если останутся свободные места, ждут всех желающих.

НУШ

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Exit mobile version