Экспериментальная программа для обучения талантливых украинских школьников пришлась по вкусу днепровским детям, их родителям и учителям. Вот только с февраля этого года над программой повисла тень неопределенности: продлят ли в МОН Украины ее в текущем учебном году?
История проблемы
Сертифицированная обучающая концепция «для воспитания вундеркиндов» – «Интеллект Украины» стартовала в Харькове, в Днепре она появилась в 2011 году. К 2016 в стране по ней обучались младшеклассники 19 областей, после чего методику внедрили также и в учебные процессы старших классов. Таким образом, до сегодняшнего дня по ней учатся дети с 1 по 9 класс. Правда, днепровские школьники-первопроходцы в этой сфере доучились только до 7 класса.
Однако, в текущем году после очередного заседания коллегии МОН Украины, на котором программы не оказалось в перечне тех, что министерство планирует продлевать, родители и учителя начали бить тревогу. Как следствие, уже 28 февраля этого года на сайте петиций Президенту зарегистрировали целых две схожих по смыслу петиции. В них родители обратились к главе государства с просьбой продлить реализацию программы и оставить тем самым украинским детям возможность получать более качественное и расширенное образование в пределах Украины.
Вы, наверняка, уже видели эти петиции. Ведь в Днепре их подписывали особенно активно. Дело в том, что на сегодняшний день в Днепре по программе работает 42 школы из 151, то есть почти треть. Это самый мощный показатель по стране и самое большое количество школ, вовлеченных в программу в одном городе. Об этом нам рассказала Наталья Гонтаровская, доктор педагогических наук и куратор программы в Днепре.
«Программа имеет высочайшую педагогическую и психологическую ценность, реализуясь по методике опережения развития. Я говорю это не только как куратор проекта, внедрявший его в нашем городе со старта, но и как директор среднеобразовательной школы с 29-летним стажем. Дети во 2-м классе демонстрируют мотивацию к обучению и социализацию учеников 7-ого класса. Это свидетельствует о высоких результатах. Отмечу также, что количество программных классов зависит не от местоположения днепровской школы относительно центра города, а от количества школьников в школе, в целом, и желающих обучаться по ней, в частности. С детками, претендующими на обучение по программе, в школах проводят собеседование», – рассказала педагог.
Так, в №39 школе на массиве Северный один 1-й класс учится по этой программе. Мы пообщались с педагогом Татьяной Конотенко, работающей по ней. Учитель первоклашек поделилась с нами программными преимуществами и плюсами, подчеркнув, что считает такую форму образования более эмоционально глубокой и интеллектуально содержательной. Чем же отличается эта экспериментальная программа от классической схемы образования?
Что такое “Интеллект Украины”?
Итак, экспериментальная программа, по словам Татьяны Конотенко, представляет собой нечто среднее между классической формой подачи образовательного материала, при которой учитель диктует новый материал и разъясняет его ученикам, и вальдорфским подходом к подаче новой информации, направленным на сенсорное восприятие учениками мира через взаимодействие друг с другом и изучаемыми объектами или процессами. Проще говоря, в первом случае классического подхода к образованию ученики, как всем нам известно, сидят за партами и фиксирую услышанное, чтобы, осмыслив это дома, воспроизвести на следующем уроке. При вальдорфском способе обучения дети в классах, скорее напоминающих детские комнаты, лепят, танцуют, поют, двигаются, играют в смысловые игры и так далее, то есть опытным путем постигают нелегкий смысл науки, в буквальном смысле пробуя на зуб ее гранит.
Экспериментальная программа «Интеллект Украины» – симбиоз двух вышеописанных системных подходов к обучению. Дети используют специально созданные в рамках программы тетради-пособия, цветные и черно-белые учебники-раскраски формата А4, интерактивные карты, плакаты, мотиваторы. К перечню этих учебных пособий всегда прилагаются яркие иллюстрационные фото-, видео- и аудиоматериалы. Логические задачи они решают вместе, во время ответов становятся в круг и страхуют друг друга, помогая товарищам, продолжая или усиливая их ответы. Играя в такого рода смысловую эстафету, школьники с 1-ого класса учатся сосуществовать и продуктивно работать в коллективе во время уроков «Учимся вместе», а сам процесс обучения скорее напоминает интеллектуальное развлечение.
«Так детки быстрее запоминают материал, им практически не приходится прилагать дополнительных усилий над выполнением самостоятельных домашних работ. Последние, тем не менее, конечно существуют в обязательном порядке. Все-таки, мы учимся, а не просто играем!» – говорит педагог.
В рамках «Интеллекта Украины» дети в основном сидят за партами, но в отдельно взятые промежутки времени занимаются зарядкой, релаксацией, участвуют в ритмических подвижных играх по классу, проделывают обязательные упражнения для глаз.
«Преимущество программы состоит в том, что она работает на опережение стандартного курса, к ней разработана подборка действительно интересных материалов и программ компьютерной поддержки. Кроме того, новые темы разбиты на блоки, а потому проще усваиваются. Еще один неоспоримый плюс в том, что в конце каждого урока детки получают возможность высказаться, озвучить свое мнение. Это формирует у них свободу мышления и ответственность за собственную точку зрения», – настаивает педагог.
Еще один бонус такой программы – усиленное изучение иностранного языка, начиная с первого класса. В №39 школе первоклассники учат английский – по три часа в неделю. Чтобы попасть в такой класс, достаточно изъявить желание.
Цена вопроса
Оплата такого обучения сводится к покупке методических материалов: тетрадей и учебников, полиграфии, медиа-материалов. Они, как правило, закупаются на семестр, а ежемесячная стоимость комплекта этого года ранее составляла 195 гривен. В случае продления программы, с сентября нового учебного года один комплект обучающих материалов будет обходиться родителям в 240 гривен. А значит год обучения будет стоить 2160 гривен за 9 месяцев школы. Здесь стоит отметить, что первоначальная стоимость месячного комплекта учебников по проекту составляла 130 гривен, таким образом, цена выросла почти вдвое. Правда, если вспомнить об инфляции – все становится на свои места.
По словам Татьяны Конотенко, несмотря на эту сумму и большую нагрузку в классах, обучающихся по программе «Интеллект Украины», родители и дальше хотят, чтобы их дети получали образование нового, более современного образца.
Так ли это? Мы спросили у отца второклассника, учащегося по программе. Алексей Шпорта считает перспективу отмены программы недопустимой и категорически ошибочной, а саму программу мотивационной, развивающей логику и способность мыслить.
«У меня трое сыновей, самый младший из них учится во втором классе школы №66 на Победе, в одном из двух классов с программой обучения «Интеллект». Ребенок невероятно доволен, ведь программа учит его думать через вовлеченность в процесс обучения. С 1-го класса в рамках «Интеллекта» детишкам преподают предметы, смежные с темой, например, если того требует полное раскрытие темы, это могут быть и основы физики, химии или высшей математики, не говоря уже о географии и истории. Такой подход к образованию, естественно, качественно отличается от обычного обучения в классических украинских классах. Возможно потому, 90-95% победителей на олимпиадах – это детки из «Интеллекта», – комментирует ситуацию Алексей Шпорта.
Родитель отмечает, что несомненным плюсом является и то, что учителя, работающие по программе, проходят ежегодные обучающие семинары в ее рамках. Оплату за учебники и наглядные материалы называет чисто символической, поскольку считает, что их стоимость соответствует рыночным ценам на полиграфию.
«Получается, что мы платим только за тетради, учебники и плакаты. С ними, к тому же, никогда не бывает перебоев, единственное, нужно вовремя заказать. В остальном, сама программа бесплатна», – подчеркнул отец «интеллектуального» второклассника.
Вернется ли столь популярная система обучения в новом году? Профильные специалисты департамента образования ДнепрОГА прокомментировали ситуацию следующим образом: точная информация появится после 1 мая. Тогда вновь созданная в начале текущего года при министерстве Служба качества образования примет соответствующее решение. Но как сообщают из школ Днепра, классы “Интеллект Украины” на будущий год уже формируют. Хочется верить в возвращение программы. Ведь в том, что она нужна, опрошенные нами педагоги убеждены и единогласны.