Как защитить свои права в супермаркете: 5 советов от юриста

15/03/2017 - 10:50

15 марта во всем мире отмечают День защиты прав потребителей. В связи с этим мы попросили юриста Антона Деньгуба дать 5 советов потребителям в сложных ситуациях, которые могут случиться с каждым из нас.

Ситуация 1: вы разбили товар в супермаркете

разбили товар

Что предложат охранники/администрация. Либо компенсировать ущерб за испорченный или уничтоженный товар согласно ценнику на упаковке и для этого пройти с ними в комнату охраны или на кассу для оплаты товара. Или в случае отказа могут угрожать вызвать полицию, привлечь к уголовной, административной ответственности.

Что важно знать. Если товар был поврежден случайно, то согласно ст. 323 Гражданского кодекса Украины РИСК случайного повреждения или уничтожения имущества всегда будет лежать на СОБСТВЕННИКЕ такого имущества, в нашем случае супермаркета. Кроме этого, статьей 1166 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что лицо не обязано компенсировать ущерб, если докажет, что он нанесен не по его вине. А статья 17 Закона Украины «О защите прав потребителей» запрещает продавцу заставлять вас купить ненужный вам товар!

Наши действия:
1. Фиксируем расположение поврежденного товара на фото или видеокамеру (часто непопулярный товар ставят на полочки без бортиков или прямо по центру торговой площади). Указываем на это нарушение администратору.
2. Вежливо предупреждаем, ссылаясь на закон, что мы отказываемся «расплачиваться на месте», а также платить какие-либо штрафы.
3. Предлагаем составить совместный акт повреждения (уничтожения имущества), где подробно описываем обстоятельства, при которых это произошло, общаемся с возможными свидетелями происшествия, которые могли бы подписать этот акт. Все фиксируем на фотокамеру. Предлагаем совместно с охраной (администратором) магазина просмотреть записи с камеры видеонаблюдения.
4. После этого объясняем, что мы готовы будем заплатить за поврежденный товар только в случае вынесения судом соответствующего решения, в котором будет доказана вина лица и назначена сумма компенсации. Любых других «решений на месте» вы не видите!

Если охрана пытается вас не выпускать, предупреждаем их об уголовной ответственности за незаконное ограничение свободы и вызываем службу 102.

Ситуация 2: ваш ребенок повредил или разбил товар в магазине

ребенок в магазине

На родителях лежит обязанность в воспитании ребенка. Если вы отвлеклись, а ваш ребенок пошел совком «играть» с экраном телевизора, то суд все же может взыскать компенсацию, но даже в этом случае платить «на месте» мы вам не рекомендуем.

Повторяем те же действия, что описаны в ситуации 1, и предлагаем магазину обращаться в суд.

  • ваш ребенок совершил кражу в магазине

На сегодняшний день закон разделяет понятие мелкой кражи и кражи. Мелкой кража признается, если ущерб составляет до 160 грн. и влечет за собой административную ответственность согласно ст. 51 Кодекса Украины об админнарушениях, которая наступает с 16-и лет и подразумевает штраф от 170 до 510 грн. или административный арест.

Если деяние малозначительное (украл конфету за 10 гривен) и лицо, совершившее это правонарушение раскаивается, суд может вынести предупреждение.

За кражу на сумму, превышающую 160 грн., согласно ст. 185 Уголовного кодекса может наступить уголовная ответственность с 14-и лет, которая подразумевает штраф, исправительные или общественные работы, арест или лишение свободы до 3-х лет.

Как в случае с уголовной, так и административной ответственностью родители несовершеннолетнего привлекаются к штрафу от 51 до 170 грн. по ст. 184 Кодекса Украины об административных правонарушениях за ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей.

Ваши действия:
Для начала, как правило, охранники предложат вам заплатить штраф в десятикратном размере (иногда двух-, трех-, пятикратном), при этом не предъявив внутренние правила магазина и не указав счет для оплаты. В случае отказа угрожают вызовом полиции.

Если решили ждать полицию, помните:
В начале беседы с охранником потребуйте у него удостоверение и запишите себе его данные. В дальнейшем, если возникнет конфликтная ситуация, попросите данные всех свидетелей, которые присутствовали при данной ситуации.

Ситуация 3: охрана заподозрила вас в краже и хочет посмотреть, что у вас в карманах и сумке

охрана в магазине

Помните, что:

а) Обыскивать или лезть к вам в карманы охрана не имеет права! Только досмотр, при котором нужно выложить содержимое карманов или сумки на стол (при вашем согласии).
б) Применять спецсредства, физическое насилие, привлекать собак охрана может, если вы начали угрожать или лезть с кулаками к ним, угрожать другим посетителям. Причем, это могут делать только охранные фирмы, которые получили лицензию согласно Закону «Об охранной деятельности». А в наших супермаркетах, как правило, охранники — люди, работающие как наемные сотрудники по договору подряда.

в) Если охранники все-таки продолжили незаконные действия против вас, после таких действий необходимо написать заявление на данных лиц, ссылаясь на ст. 146 УК Украины «Незаконное лишение свободы или похищение человека».

Ситуация 4: вас заставляют оставить сумку в камере хранения

камера хранения

Важно помнить: сдав сумку, потребитель заключает с магазином договор бесплатного хранения вещи. Заставить покупателя заключить такой договор невозможно! Если вас не пускают с сумкой в торговый зал, потребуйте книгу жалоб и предложений и оставьте там свою жалобу касательно действий сотрудников магазина. Охранник вправе не пустить в торговый зал покупателя лишь в том случае, если:

— покупатель находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
— покупатель нарушает общественный порядок;
— покупатель нарушает права других покупателей.

Ситуация 5: цена на кассе не совпадает с ценником

Нередко в супермаркетах мы берем товар с одним ценником, а уже на кассе нам неожиданно сообщают, что его просто забыли переклеить, и теперь нам нужно заплатить больше.

Но на самом деле мы должны заплатить ровно столько, сколько было указанно на ценнике!

Ведь согласно ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право не только на точную, достоверную, но главное — СВОЕВРЕМЕННУЮ информацию о продукции. Торговля в супермаркетах относится к категории публичных договоров. То есть продавец должен своевременно информировать покупателя о замене цены. Кроме этого, статья 641 Гражданского кодекса Украины предусматривает, что предложение заключить договор (оферту) должно включать в себя все существенные условия, в том числе ЦЕНУ.

Кроме этого, согласно статье 641 Гражданского кодекса Украины розничная купля-продажа (как и выставление товара, демонстрация его образцов, предложение товара в рекламе, каталогах, обращенных к неопределенному кругу лиц) является публичным предложением заключить договор (оферту), который не может быть отозван, аннулирован или изменен УЖЕ в момент получения его адресатом, то есть вами как покупателем!

Кстати, предприниматель не может отказаться от заключения публичного договора при наличии у него возможностей предоставления потребителю соответствующих товаров (работ, услуг). В случае необоснованного отказа предпринимателя от заключения публичного договора он должен возместить убытки, причиненные потребителю таким отказом. Независимо от возмещения убытков потребитель может настаивать на заключении публичного договора с предпринимателем, обратившись в суд с иском о понуждении предпринимателя заключить договор.

Ваши действия: фотографируем ценник, зовем администратора, сообщаем ему о данном недоразумении и просим продать вам товар по той цене, которая указана на ценнике. При этом лучше сделать видеозапись вашего разговора.

Если ваши права все же были нарушены, обращайтесь в управление по защите прав потребителей:

(056) 770-32-38, почта: gudpss-08@dpss.dp.ua, начальник Кислейко Юрий Валерьевич. Также можно написать электронное обращение здесь.

супермаркет

754
15/03/2017 - 10:50 Алиса Ефанова
603
КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ (0):
Оставить комментарий
logo-bottom
© 2016 все права защищены 49000.com.ua
Разработано студией PAGEUP
Наверх