Михаил Прудников рассказал, как каждый день запускает в Днепре машину времени

Три года назад в Днепре появился музей с интригующим названием «Машины времени». Его экспозиция сегодня привлекает поклонников красивых автомобилей, а также тех, кто знает: без прошлого нет будущего. В «Машинах времени» у каждого есть возможность погрузиться в эпоху 70-х – выпить советской газировки из знакомого всем с детства серого автомата, поиграть в «Морской бой» на предшественниках современных PlayStation, посидеть в кафе, в котором воссоздана атмосфера тех годов. Сегодня в рубрике «Люди» мы говорим с известным украинским коллекционером и директором технического музея Михаилом Прудниковым.

– Михаил, расскажите, как к вам пришла идея создать этот музей?

– Двадцать лет назад я купил автомобиль «Победа» 1954 года выпуска. Одновременно у меня родился сын. Машины стали нашим общим увлечением. Через пять лет в моей коллекции было уже больше двадцати авто. Они стояли в гаражах, в цехах, у друзей. Считаю, что эти машины должны быть представлены людям. Уже тогда я стал искать помещение для музея. Пять лет назад мы его нашли. За полгода мы комсомольскими темпами сделали ремонт в бывшем цехе комбайнового завода. Раньше все знаковые стройки происходили с закладкой капсулы. И мы четыре года назад перед началом ремонта торжественно забетонировали капсулу с «приветом» будущим поколениям.

DSCN0986

– Почему выбрали именно это помещение на Мандрыковской?

– Строить всегда дороже, чем купить и отремонтировать старое помещение. Поэтому пошли этим путем. Искал старое советское здание. Выбирал место, чтобы было удобно парковаться, чтобы здание хотя бы одной стороной выходило на улицу. Мы знаем судьбу этого помещения. До завода здесь находились дома. Мы изучили историю этих мест, и нам стало просто понять, что за мотоцикл мы нашли во время стройки. Валерий Васильевич Ивонин, который живет рядом на Мандрыковской, рассказал нам, что на месте нашего музея был цех комбайнового завода – термопластавтомат. Если помните, в 90-х многое везли на продажу в Польшу и Югославию. Любимой позицией предпринимателей были ножики грибника и ножовки комбайнового завода. В этом цеху ножики обливали пластмассой.DSCN0996

– Как в музее машин появилось кафе?

– Передо мной стояла задача, чтобы человек, попав в музей, провел в нем больше времени. Посмотреть на машины можно и за 10 минут. Я хотел, чтобы люди проводили здесь хотя бы минут сорок: десять – посмотреть машины, десять – в сувенирном магазине, десять – в кафе и десять – с экскурсоводом.

– Вы черпали вдохновение в подобных музеях в Украине, Европе?

В нашем музее прослеживается мотив улицы: есть дорожная разметка, пешеходные переходы, светофоры, столбы освещения. Сделано так, что мы из кафе можем наблюдать за машинами через окно. Эту концепцию я взял в Германии из музея Horch (немецкая автомобилестроительная компания, которая работала в первой половине 20 века – прим. авт.). В том музее на улице также находятся разные старые магазины: аптека, игрушки, хозяйственный, инструментальный. Мы планируем сделать также. Окна кафе превратятся в витрины, а музей окончательно станет не только автомобильным, но микромузеем той эпохи.

– Какую эпоху, в большей степени, воспроизводит ваш музей?

– Ту, из которой можно взять экспонаты. Даже, если я захочу показать начало 19 века, не смогу. У меня нет доступа к этим вещам. Поэтому показываем то, что осталось из обычной жизни – 70-80-е года.

– Откуда к вам попадают экспонаты из прошлой эпохи?

– Вначале это была моя коллекция, которая полностью переехала сюда. Сейчас продолжаю поиск экспонатов в Интернете, обзваниваю заводы, захожу на блошиный рынок и рынок нумизматов. Хочу через ваш сайт обратиться к заводам и фабрикам, которые планируют делать ремонт. Не выкидывайте то, что вы считаете хламом. Позвоните нам. Мы приедем, посмотрим, что-то для себя выберем. Заберем не бесплатно, по остаточной стоимости. И потом ваши вещи будут радовать людей в нашем музее, а не бомжей – на свалке.

– Где вы берете автомобили? Ездят ли они?

– На момент открытия музея все наши машины были на ходу. После Ночи музеев, что проходила в мае, в экспозицию добавились два автомобиля. Задумка была в том, чтобы показать два одинаковых БМВ – в отреставрированном виде и нетронутый. Это сделано для людей, которым интересно, как происходит процесс реставрации. Неотреставрированный автомобиль – не на ходу.

Есть еще один неработающий автомобиль – очень редкий и ценный экспонат. Его бывший владелец хотел распилить его на металлолом, но мы вовремя успели. Это Опель 1 литр, 1933 года выпуска. Реставрировать мы его не будем, но «законсервируем»: создадим внутренний каркас, после чего машина уйдет в наши запасники. Сейчас он стоит рядом с Мерседесом 1939 года. Так люди видят, что Мерседес создан из такого же материала, и понимают, что получить красивую машину 30-х-40-х годов на ходу – не так просто. Машина прошла длинный путь от поисков до реставрации и укомплектации. Многие приобретают красивый кузов, в котором больше ничего нет. И весь остаток жизни тратят на то, чтобы купить передний мост, двигатель, колеса, фары.

DSCN1000

– Какой автомобиль из вашей коллекции самый старый?

– 1931 года.

– Вы сами ездите на автомобилях из своей коллекции?

– Раньше я им уделял больше внимания. Сейчас работаю над тем, чтобы музей менялся. Хотя машины очень люблю и езжу на них при случае. Мы позиционируем себя не только как музей ретро-техники, но и как музей спортивной техники. Мой сын участвует в кольцевых гонках на болиде «Формула 3», что есть на постаменте. Мы собрали коллекцию советских раллийных машин. На Волгах, Запорожцах, Москвичах, Жигулях участвуем в любительских ралли в нашей области.

DSCN1009

DSCN0992

– А на чем ездите в обычной жизни?

– У меня Шкода и Тойота. К ним и отношение другое. Если я там что-то поцарапаю, даже не ёкнет. Но не дай Бог, это произойдет в ретро-машине.

– Реставраторы работаю у вас в музее или привлекаете их со стороны?

– Идет постоянный поиск реставраторов. Некоторые загружены, другие – не вышли на должный уровень. У нас есть один постоянный реставратор в Днепре. Сейчас он восстанавливает довольно редкий автомобиль. Таких было выпущено порядка 1700 штук. Это полноприводный автомобиль Победа М-72.

– Продаете ли вы экспонаты из своей коллекции?

– Мы пока накапливаем вещи. Ничего не продаем, но иногда меняем. Так, в этом году мы обменяли у коллекционера из Полтавы автомат по разливу масла на два игровых автомата «Морской бой» и «Снайпер». Автомат для разлива нам был не нужен, а вот игровые наоборот: все люди, которые приходили и окунались в нашу эпоху, спрашивали о «Морском бое».

DSCN0993

– К вам чаще приходят дети или пенсионеры, которые ностальгируют по той эпохе?

– Благодаря нашему музею люди могут не на пальцах показать детям и внукам, на каком автомобиле они ездили. А нынешние шестилетки в нашем музее узнают, как пользоваться дисковым телефоном. Между новым и старшим поколениями сейчас пропасть, а мы позволяем ее преодолеть.

– Проводите ли вы специальные детские мероприятия?

– У нас постоянно проходят мастер-классы. Это дни столяра, швеи, токаря, литейщика, секретаря, бухгалтера. На них дети учатся пользоваться старыми предметами, которые раньше были у бабушек и дедушек. Им это доставляет огромное удовольствие. Ведь одно дело – смотреть на экспонат, а совсем другое – научиться им пользоваться.

– Это платные мастер-классы?

– Зависит от комплектующих. Есть бесплатные, а есть те, где родители оплачивают только материалы.

– Вы также запустили проект кинопоказов.

– Мы приобрели кинопроектор «Украина». Оказалось, что пользоваться им непросто. Хорошо, что один из наших сотрудников обладал удостоверением киномеханика второй категории 1958 года. Вначале показывали фильмы на пленке 8 мм. Но немое кино современные дети не воспринимают. Пробовали включать его с пианино, с накладкой звука. Не помогло. После стали показывать кино на пленке 16 мм, где есть звуковая дорожка. Вначале смотреть было нечего, после харьковчанин продал нам порядка 300 фильмов. Они стоят недорого – каждый от 10 до 40 гривен. Используем их на профессиональные праздники. Крутим документальные фильмы на дни автомобилиста, железнодорожника, сельского хозяйства. Часть пленки пришлось порезать из-за декоммунизации. Из этих вырезанных кусочков сделали закладки, которые дарим маленьким зрителям.

кинопоказ

– Пришлось ли что-то поменять в интерьере музея из-за декоммунизации?

– Постепенно Ленин из интерьера уходит. Его портреты перенесли в хранилище. Мы, как музей, имеем право содержать их. Но Ленин уже никому не интересен. Дети его не знают, а взрослым – все равно.

– А портрет Брежнева у вас так и висит…

– Но ведь это наш земляк. Причем, его личность популярна среди иностранцев. По-моему, американцы, итальянцы и немцы знают о нашей истории больше, чем современное поколение.

– Помогает ли музею городская власть?

– По крайней мере, не мешает. Писали в горсовет по поводу плохой дороги возле музея и возможности организации парковки. Нам ответили, что денег в бюджете нет, но запланируют ремонт на следующий год. Надеюсь, так и будет.

Есть мысли о создании новых направлений. Я написал письмо в отдел культуры горисполкома о том, что мы готовы открыть музей советской игрушки, если нам предоставят помещение. Пока ответа нет.

– Мы писали о том, что вскоре среди ваших экспонатов появится железнодорожное купе. Каких еще новинок стоит ждать в вашем музее?

– Мы собирались отметить Дни Цоя, создав разные локации. Хотели создать инсталляцию трех комнат в 20-тонном контейнере. Должны были быть ванна, кухня. Все планировалось в стиле «чай на столе». В этих комнатках можно было бы курить, играть на гитаре. Одной из локаций должно было стать железнодорожное купе. Но, к сожалению, такой 20-тонный контейнер стоит порядка 60 тысяч гривен. Этап развития, когда мы тратили много денег на музей, уже прошел. Поэтому я попытался найти средства у спонсоров. Никто не откликнулся. На заводе мы нашли заброшенный контейнер. Пятитонный, а не 20-тонный. Поэтому в этом году у нас будет только одна локация – купе. Она откроется ко Дню железнодорожника.

– Каким вы видите будущее музея?

– Я мечтаю о том, чтобы у нас в стране все наладилось. Чтобы в нас поверила Европа. Когда это произойдет, к нам поедут люди, которые «варятся в собственном соку». Мы сейчас видим только Запорожцы и Москвичи, итальянцы видят Бугатти и Фиаты. Хочу, чтобы происходил обмен фондами в масштабах Европы.

P.S. Каждую субботу и воскресенье в музее “Машины времени” проходят бесплатные экскурсии – в 12.00 и 15.00.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Рекламні блоки дають нам змогу залишатися незалежними ЗМІ, а вам - отримувати найсвіжіші новини під ними. Scroll down!

Приєднуйтесь також до 49000 в Google News. Слідкуйте за останніми новинами! Приєднатися
Популярні новини
logo-bottom
© 2024, всі права захищені 49000.com.ua
Вгору

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: